Нам нужны эти средства, потому что в ближайшие три года Украина должна вернуть кредиторам $12,5 млрд. Без продолжения сотрудничества с кредиторами мы не сможем обслуживать предыдущие займы, но является ли это признанием украинских реформ?
Почему на кредитах МВФ далеко не уедешь
Чиновники говорят о новых траншах как о большой заслуге власти. И это пугает, потому что экономические реалии совсем другие.
Три важных факта, о которых стоит помнить:
— более 60% граждан Украины живут за чертой бедности. По Индексу человеческого развития мы занимаем 84 место в мире. По сравнению с прошлым годом – минус три позиции;
— эксперты международных организаций прогнозируют, что в 2017 году мировая экономика вырастет на 3,3%, тогда как украинская – на 2%. Дальше в лучшем случае мы выйдем на среднемировые показатели;
— прикрываясь сотрудничеством с кредиторами, украинские чиновники продолжают бороться с теми, кто пытается задавать неудобные вопросы и контролировать их действия. А именно – с малыми предпринимателями и средним классом.
Один из пунктов в тексте нового Меморандума с МВФ: «Мы значительно усилим требования к режиму упрощенного налогообложения, который создает существенный пробел в нашей системе налогообложения, с 1 января 2018 года».
Малый и средний бизнес – это 79% от всех занятых в Украине. Потому ни при каких условиях нельзя допустить ликвидации упрощенки.
В целом украинская экономика ежегодно должна расти на 8-10%.
За счет кредитов этого не сделаешь, нужны настоящие изменения:
— налоговая реформа;
— независимый суд и гарантии права собственности;
— изменение системы регулирования экономики;
— стимулирование частной инициативы;
— изменение денежно-кредитной политики и финансирования инновационных проектов.
Тогда есть шанс, что за 20-25 лет мы догоним Польшу, другие страны Центральной Европы и начнем платить нормальные зарплаты и пенсии. Потому что нынешние темпы роста экономики в 1-2% – это консервация бедности.
Комментарии - 5
Для роста на 8-10% нужен огромный профицит платежного баланса, либо за счет притока внешних инвестиций, либо из-за резкого роста производительности труда внутри страны. После 90-х так быстро отскочили, потому что резко выросла производительность труда из-за роста цен на сырье и задействования оборудования и кадров, которые простаивали или были законсервированы после распада советов. Сейчас таких заделов уже не осталось.
Что касается притока внешних инвестиций, то да откупать низкую базу может быть довольно выгодно и в определенные моменты будет приток спекулятивного капитала, но прямые инвестиции заходят только при долгосрочных прогнозируемых преимуществах, а не ловят отскоки с низкой базы. При наличии таких преимуществ капитал никогда не останавливало отсутствие «налоговой реформы, независимого суда, стимулирования частной инициативы» и прочей мишуры на которую спихивают все проблемы чиновники и по своему скудоумию транслируют журналисты. Никакие войны, бандиты и коррупция не отвадили западный капитал от возможности поучаствовать в кратном росте внутреннего потребления после распада советов.
Сейчас кратного роста не предвидится, в лучшем случаи восстановление до докризисных показателей, а это далеко не конкуретное преимущество.
Если же рост будет на уровне Латвии в 2.6%, то уровня Польши можно достигнуть за 46 лет.
Грузия же по уровню жизни сравнялась с Украиной на конец 2012, сейчас же уже где то 30-40% впереди, на конец 2014 была только на 22% впереди.
п.с. не ожидал, что такая простыня получится, хорошо хоть скопировал перед отправкой, так бы просто стерлось, а может кому то поможет