Эксперты Реанимационного пакета реформ провели исследование — изучили опыт других стран, которые борются со злоупотреблениями крупного бизнеса и стимулируют предпринимателей выходить из тени. К каким выводам пришли аналитики, в своей колонке на ЭП написал эксперт группы РПР «Налоговая и бюджетная реформа» Олег Гетман. «Минфин» выбрал главное.
«Упрощенка»: как отделить честные ФОПы от мошенников
Почему опасно отказываться от упрощенной системы
Ликвидировать упрощенную систему было бы неверно. Она дает защиту от произвола чиновников миллионам малых предпринимателей.
В Украине очень мало предпринимателей. Их до сих пор меньше, чем бюджетников. Именно поэтому на старте предпринимателям нужно предоставлять наиболее благоприятные условия для ведения бизнеса.
В соответствии с рекомендациями Международной организации труда для перехода от неформальной экономики к формальной необходимо несколько вещей.
Во-первых — сокращение расходов на соблюдение налогового законодательства за счет внедрения упрощенных режимов начисления налогов. Во-вторых — снижение регистрационных расходов и сокращение продолжительности соответствующих процедур. В-третьих — расширение доступа к информационным и финансовым услугам.
Также власти должны содействовать доступу к государственным закупкам, платежным услугам, страхованию, системам обучения предпринимательству, системам социального обеспечения. Для Украины эти рекомендации вполне приемлемы. Часть из них реализуется. Другие необходимо исследовать и определить их как приоритетные на ближайшие годы.
Три главные схемы
В Украине есть три популярные схемы минимизации уплаты налогов, в которых используется упрощенная система налогообложения. Первая — продажа товаров через «упрощенцев» с занижением задекларированного годового дохода. Вторая — использование упрощенной системы юридическими лицами для обналичивания средств. Третья — оформление отношений с ФЛП с помощью гражданско-правовых договоров вместо оформления офисных работников.
Можно предварительно определить, что из трех схем наиболее распространенной является первая — продажа товаров. Уклонение с ее помощью оценивается в десятки миллиардов гривен, а уклонение с помощью второй и третьей схем — это только миллиарды. Как бороться с мошенниками? Как стимулировать бизнес выходить из тени?
Как уменьшить злоупотребления. Пять шагов
Шаг №1 Введение комплекса мероприятий, которые поощряли бы бизнес добровольно использовать РРО.
Стоимость приобретения и использования кассовых аппаратов нужно уменьшить всеми возможными способами — и организационными, и техническими.
Это может быть введение онлайн-сервиса — электронной книги доходов плательщика единого налога, переход от традиционных РРО к цифровым - смартфонам и планшетам. Другие стимулы — проведение лотерей по чекам, обеспечение прав потребителей только на основании фискального чека, премирование потребителей за выявление незарегистрированных в базе ГФС чеков.
Шаг №2 Мероприятия по предупреждению злоупотреблений в упрощенной системе налогообложения с целью сокрытия доходов через дробление. В частности, это касается использования несколькими субъектами одного торгового помещения, общего пользования сайтами и торговыми марками.
Шаг №3. Меры, которые позволят избежать безналогового ввоза физическими лицами товаров в Украину с помощью почтовых отправлений или перевозки.
Речь идет о тех физических лицах, которые превратили собственные закупки в коммерческую торговлю. Необходимо провести аналитическое исследование, которое позволит вычислить и обосновать годовую сумму таких посылок и перевозок.
Шаг №4. Мероприятия по «декешезации» страны: улучшение конкуренции в банковском секторе, развитие современных технических новаций в использовании платежных карточек, возвращение доверия к национальной валюте.
Шаг №5. Оборудование фискальными устройствами плательщиков НДС, которые продают товары и услуги за наличный расчет, а также тех, кто торгует на больших площадях (после либерализации рынка РРО и внедрения цифровых РРО).
Вместе с этими мерами важно начать реальное реформирование таможни, чтобы уменьшить попадание на территорию страны «серого» и «черного» товара. Сейчас эксперты исследуют удачный опыт Грузии и Болгарии.
Реформа таможни должна быть радикальной. Сотрудников надо отбирать на прозрачных конкурсах под контролем независимых иностранных консультантов. Зарплаты новых сотрудников нужно увеличить в несколько раз. Также необходимо внести изменения в законодательство, которые значительно упростят таможенные процедуры.
Комментарии - 5