Задержка решения МВФ по Украине пока не повлияла на курс национальной валюты. В понедельник на межбанке гривна даже минимально укрепилась – основные игроки не форсировали события, ожидая новых расчетов НБУ и правительства по состоянию экономики страны в условиях блокады.
Как гривна реагирует на транши МВФ
Между тем, последний транш Украина получила еще 186 дней назад – 16 сентября прошлого года. С тех пор доллар подорожал более чем на гривну. Пессимистический сценарий министерства финансов предполагает девальвацию национальной валюты до 30 грн/$ к концу 2017 года.
Насколько сильно решения МВФ влияют на украинский валютный рынок? «Минфин» сопоставил данные за все три года новейшего этапа сотрудничества Украины с Фондом и проследил за динамикой курса доллара в эти периоды.
Пять эпизодов
И в НБУ и в Кабмине подчеркивают: в условиях, когда Украине нужно будет платить серьезные суммы по старым долгам, без помощи МВФ не обойтись. И в первую очередь это нужно для стабильности гривны.
В теории все логично: деньги Фонда – это подпитка для украинских ЗВР, которые НБУ использует для валютных интервенций. Но когда нужно, именно из резервов Украина берет деньги на погашение долгов и процентов по ним. То есть для валютного рынка любые новости от МВФ должны иметь определяющий характер. Если у НБУ будет недостаточно резервов, у регулятора не будет возможности гасить спекулятивные колебания (нечто похожее было зимой 2015-го).
Всего с 2014 года Украина получила от МВФ 5 траншей на общую сумму $12,28 млрд. Крупнейший их них – $5 млрд – в марте 2015-го. Это был первый транш по обновленной кредитной программе расширенного финансирования EFF (Extended Fund Facility). EFF изначально рассчитана на 4 года и $17,5 млрд под 3,05% годовых.
Данные: Министерство финансов
Привычная неопределенность
Новый транш, предоставление которого борд МВФ планировал рассмотреть вчера, 20 марта, украинские власти надеялись получить еще в конце прошлого года. Между четвертым и пятым траншами ($1,7 и $1 млрд соответcтвенно) прошло 13 месяцев. То есть к постоянной неопределенности в вопросе Фонда валютный рынок должен был давно привыкнуть.
«Эта ситуация действительно создает негативный фон, но это недостаточная причина для того, чтобы серьезно влиять на курс. Сейчас рынок, скорее, транслирует эффект от высоких цен на металлы на мировых рынках. Поэтому от новостей по МВФ никто особых потерь не чувствует» - говорит директор Центра социально-экономических исследований CASE Україна Дмитрий Боярчук.
О том же свидетельствуют и все пять графиков, отражающие динамику курса доллара в периоды, когда МВФ принимал позитивные решения по траншам для Украины. Влияние хорошей новости от Фонда на курс если и есть, то крайне краткосрочное. Похожи даже сами линии каждого из графиков: перед траншем гривна резко укрепляется, но потом почти сразу доллар отыгрывает.
Так, например, было в прошлом году. После резкой августовской девальвации, транш, полученный 15 сентября, действительно помог гривне компенсировать утраченное. Но ненадолго: уже через 4 дня доллар снова начал дорожать:
Данные: «Минфин»
«Мы помним сентябрь прошлого года, когда на рынке были серьезные колебания – ровно до тех пор, пока не появилась информация о поступлении транша. Волатильность исчезла буквально на следующий день после этого. Но надо понимать, что осень-зима – это период активной закупки энергоносителей, что по определению давит на курс. Ближе к лету, наоборот – гривна укрепляется, потому что активность импортных операций снижается» - поясняет ситуацию Дмитрий Боярчук.
То есть даже психологическая составляющая траншей действует на рынок довольно слабо. Пример безумного в плане курсовых скачков периода «февраль-март 2015 года» в этом смысле показателен. О предварительных договоренностях по $5 млрд стало известно 19 февраля. Официально Совет диреккоров Фонда подтвердил транш 11 марта, физически деньги поступили в Украину 13 числа.
Ни разговоры, ни официальное решение, ни реальный заход денег в Украину не помешали доллару сначала установить несколько исторических рекордов, затем резко обвалиться с 32,4 до 21,58 грн/$, а потом снова подорожать на 1,5 гривны буквально за несколько дней. У НБУ сначала просто не было ресурса на поддержание гривны, а потом, уже после транша, не было желания сильно его тратить.
«Второстепенный» фактор
По словам директора экономических программ центра им. Разумкова Василия Юрчишина, в последние месяцы рынок действительно особо не принимал в расчет фактор Фонда, поскольку свыкся с мыслью, что откладывать решение по Украине в МВФ могут сколько угодно долго.
«Такого нет, что мы не получаем транш, и все тут же обваливается. Сейчас восторги власти по поводу этого миллиарда разделяют немногие. Рынок вряд ли сильно воодушевится от того, что нам перечислят эти деньги. Но и особого разочарования тоже никто не испытает» - говорит Юрчишин.
Важный момент: сами деньги от МВФ на валютный рынок никак не попадают. Они зачисляются в ЗВР и выступают в качестве некоей гарантии, что НБУ сможет в случае необходимости поддержать курс от чрезмерного падения. С другой стороны – у Нацбанка уже не будет такой острой необходимости регулярно покупать валюту для ЗВР на аукционах, что, как правило, сдерживает потенциальный рост гривны.
«Рынок больше следит за макрофинансовой помощью ЕС (600 млн евро). Ее поступление умерит аппетиты НБУ и тот не будет при всяком удобном случае скупать излишки валюты на межбанке» - поясняет главный финаналитик рейтингового агентства «Эксперт-Рейтинг» Виталий Шапран.
Драматичный исход
Что будет с курсом, если блокада Донбасса продолжится, а МВФ и дальше станет медлить с траншем? По мнению Дмитрия Боярчука, ситуация не столь критична. Украина потеряет в ВВП и добавит к инфляции, но на курсе доллара это сильно не отобразится.
«Даже если взять озвученную цифру потерь – $2 млрд в год, это получается по $100-200 млн в месяц. Немаленькие деньги, но это не та сумма, которая могла бы повернуть обменный курс в какую-либо сторону. На данный момент приток валюты в страну стабилен, его достаточно чтобы удовлетворять спрос по импорту. Нужно учитывать, что блокада идет уже не первый месяц. Поэтому вряд ли сейчас это сильно повлияет на макроэкономическую ситуацию в стране» - считает он.
Подсчеты правительства и НБУ более драматичны. По словам главного экономиста Dragon Capital Елены Белан, Нацбанк оценивал ущерб от блокады для реального ВВП в 1,3 п.п. Министр финансов Александр Данилюк говорил о потере 2,5 п.п. ВВП.
«Ввиду этих достаточно ощутимых потерь, Фонду необходимо пересмотреть оценки потребности Украины во внешнем финансировании, прогноз золотовалютных резервов НБУ, а также оценку роста ВВП и связанных с ним показателей. На это МВФ может понадобиться одна-две недели» - считает Белан.
Но даже при условии снятия блокады, прогноз по курсу Dragon Capital не очень оптимистичный: «незначительная девальвация до 29 грн/$ на конец 2017 года и 30 грн/$ в конце 2018го». Как уточняет Елена Белан, примерно такими же прогнозами до последнего времени руководствовался и Фонд. Но теперь цифры будут точно пересмотрены. И явно в худшую сторону.
Комментарии - 7
А по словам самого НБУ в 0,9 п.п.
Из-за этого могла возникнуть путаница.
Уже этому преступному мероприятию присвоили такое громкое название «блокада».
Почему власть не отдает приказ об аресте этой банды, если для украинской экономики это убыточно?
Это ведь губительно для украинской металлургии и энергетики.
Разве это не терроризм?
Может конечно чего-то не понимаю, но ни в какой цивилизованной стране, власть не допустила-бы такого беспредела.
В какую Европу мы тогда идём и кто нас туда примет с таким «багажом» на борту?