Гари Роше, PhD сельскохозяйственных наук, экс-руководитель проектов Всемирного банка в Украине, профессор, преподаватель Международного института менеджмента, советник Банка «кредит Днепр» по вопросам кредитования сельского хозяйства, о том, как спасти украинское село, заставив украинцев влюбиться в профессию фермера.
Фермер — это круто: как популяризация профессии сможет принести Украине миллионы
Когда в Банке «Кредит Днепр» разрабатывались стратегические направления дальнейшей деятельности, мы знали, что малому и среднему бизнесу, включая сельское хозяйство, не просто есть куда развиваться, но и потенциально именно этот сегмент способен вытянуть на себе всю экономику Украины. Акцентировав свое внимание на поддержке небольших частных фермерских хозяйств, мы не понаслышке знаем об их нынешних проблемах. И дело касается не только заявленных правительством реформ, непростого решения об открытии рынка земли и проч., но и вещах куда более глубинных и фундаментальных.
Несмотря на то, что Украина – не родина для меня, здесь я провел столько же времени, сколько и в родной Северной Америке. Я смотрел на мир по-другому и составлял представления об основных условиях несколько иначе, нежели мои украинские коллеги. Ведь все мы являемся продуктом нашей окружающей среды и опыта. Поэтому у меня не вызывало удивления то, что многие предложенные решения для развития небольших семейных ферм в Украине скорее выглядят отражением наследия советской системы. Но чтобы сельское хозяйство в Украине начало реальный подъем, не стоит упускать таких стратегически важных вещей, как популяризация профессии фермера в обществе и качественного воспитания специалистов.
Итак, что нужно, чтобы профессия стала престижной?
Ключевой вопрос – менеджмент
Главная экспортная отрасль Украины сельское хозяйство – не для каждого. Это сезонная, изменчивая и очень непростая работа, поэтому собственникам необходимо адаптироваться под довольно специфическую производственную среду. Агробизнес требует от участников определенных качеств, которые возможно развить лишь при условии наличия реального опыта работы в этой сфере. Собственники, руководители, «семейный» менеджмент, как правило, самостоятельно определяют и разрабатывают особенности их производства, находят изюминку, в то время как наемные сотрудники крупных представителей агроотрасли не придают этому такого значения. Исходя из личного опыта скажу, что фермерство – это призвание. Это профессия на всю жизнь.
В США 96% фермерских хозяйств, занимающихся растениеводством, – это семейный бизнес, который приносит 87% от общей стоимости американского урожая. Это производства, которыми управляют и занимаются члены семьи по крови или браку, а сам бизнес передается из поколения в поколение. То есть мы говорим о людях, которые по-настоящему любят свое дело, а не вынуждены им заниматься из-за отсутствия альтернативы. Это люди, которые нашли свое призвание, которые сознательно выбрали для жизни сельскую местность и которые уверены в том, что смогут привить эту любовь своим детям и внукам. Это модель агропроизводства в Северной Америке и Европе, и, уверен, она была такой же и на территории современных постсоциалистических государств до прихода советской власти и последующей за этим коллективизации.
Гарантия прибыли?
Прибыль от деятельности фермерских хозяйств должна быть индикатором успеха программы развития собственного небольшого бизнеса. Выручки должно быть достаточно для того, чтобы обеспечить достойный уровень жизни всей семьи фермеров. Ее должно хватать для того, чтобы развивать село и заставить молодежь оставаться здесь и работать, вместо того чтобы переезжать в города или вовсе покидать страну.
Если же производство не может достойно обеспечить всю семью, то фермерство можно совмещать с другими видами деятельности. Как показывает международная практика, частичная занятость некоторых членов семьи на агропроизводстве может освободить время для того, чтобы найти также и другие источники дохода. В совокупности это позволит обеспечивать всех членов команды.
Пора дать честную характеристику семейному агропроизводству, которым сейчас занимаются в основном бывшие работники колхозов. Эти люди выращивают овощи для собственного потребления. То же происходит и с животноводством – они разводят свиней и коров исключительно для себя, а излишки продукции продают на рынках, чтобы еще и немного подзаработать. Они не желают и не собираются расширять свое производство, выстраивать бизнес и одобряют стремления своих детей выбраться из села в поисках лучшей жизни. Зачастую эти люди сдают в аренду свою землю, так как придумать что-либо на площади размером в пару гектаров невозможно, особенно учитывая, что такие земельные паи находятся среди десятков похожих небольших участков. И в таком положении дел я абсолютно не вижу будущего.
Если Украина действительно хочет добиться успеха в развитии рынка малых и средних агропроизводств, как это декларировало правительство, должен быть разработан качественный подход. В Северной Америке семейные фермы полагаются также и на наемный труд, аренду земли и даже подрядные организации, оказывающие услуги. В Украине сервис не развит, и мы не видим, чтобы правительство на данном этапе всему этому способствовало. А ведь это дополнительные возможности, новые рабочие места и важное условие для развития украинского села. Приведу пример. Однажды мне довелось участвовать в одном проекте в другой постсоветской стране, где мы развивали эти услуги в сельской местности. Мы приобрели оборудование для сбора урожая, чтобы использовать его на площади в 120 гектаров. Фермеры с банком земли в 20 га не могли позволить себе покупку такого оборудования. Но мы создали группу из нескольких частных фермеров, и для них цена оказалась подъемной. Более того, у них появилась возможность сдавать эту технику в аренду, в частности, государственным коммунальным предприятиям для уборки снега.
Расширение подобных сервисов, идей, инициатив, а также обучающих программ, которые поддерживали бы развитие малых и средних агропредприятий, чтобы улучшить их технические возможности, крайне необходимо. Здесь основное внимание должно уделяться жизнеспособным бизнес-планам и системам управления, которые необходимы в том числе и для того, чтобы получить банковский кредит, а также минимизировать риски. Инновационные решения для различных задач, с которыми столкнутся частные фермеры на начальном этапе, смогут помочь им даже на этапе создания объединенных общин. Образовательная программа будет обучать аграриев эффективно создавать и развивать небольшую ферму в Украине.
Такая поддержка могла бы оказываться со стороны государственных университетов и финансироваться из бюджета областей в рамках программы децентрализации. На первом этапе это позволяло бы фермерам получать необходимые знания, уходить от крупных затрат и освободившиеся средства вкладывать в улучшение и развитие производства. Это позволит решить множество проблем с миграцией из сел в города и нарастить темпы экономического развития в сельской местности.
Образовательные программы
В США к образовательным программам для фермеров привлекают как правило специалистов из высших учебных заведений с ученой степенью, занимающихся прикладными исследованиями, помогая людям в экономическом и общественном развитии.
Это функции вузов, которые поддерживаются государством («совещательные службы»). В Украине при поддержке американских доноров недавно также создали подобные организации, но их связи с университетами и исследовательскими лабораториями до сих пор не установлены. А для успеха это необходимый компонент. То, как могли бы функционировать совещательные службы в Украине – тема для отдельного блога, и я обязательно напишу об этом.
Что касается непосредственно образовательной программы, то для Украины, считаю, она могла бы включать следующие направления:
-
прикладные исследования в области экономики сельского хозяйства и агробизнеса;
-
распространение научных трудов и аналитики среди агропроизводителей;
-
специальные школы или колледжи для фермеров;
-
академические курсы и проч.
Считаю, что это вполне адекватная по своим затратам помощь украинскому селу и самой перспективной отрасли экономики.
Комментарии