Директор по связям с общественностью и коммуникациям СКМ Наталья Емченко написала колнку о том, как научить детей ценить деньги. «Минфин» отредактировал.
Как заключить контракт с ребенком
Я никогда не давала своим детям деньги за хорошие оценки в школе. И никогда не штрафовала за плохие. Мы раз и навсегда договорились: учеба — это то, что они должны себе, а не мне. Мама не «покупает» учебу.
Каждую неделю я выделяю фиксированную сумму на карманные расходы — небольшую. Все, что я не считаю нужным покупать (от сладостей до бижутерии), дочки планируют из своих денег. Как только мы договорились об этом, у них сразу появилось очень предметное представление о деньгах и их ценности.
Каждая покупка, которая стоит сверх их ежемесячного лимита, для них поистине роскошна. Они понимают, сколько нужно зарабатывать, чтобы покупать то, что хочется. Они понимают, что нужно планировать. Они понимают, что деньги конечны.
Моя зона ответственности — не контролировать, на что они тратятся. И еще — не использовать их как инструмент наказания при плохом поведении.
В правильности своего подхода я убедилась еще раз, когда прочла теорию контрактов, за которую Оливеру Харту и Бенгту Хольмстрему вручили в этом году Нобелевскую премию по экономике. Это — крутейшая теория, которая учит правильно выстраивать отношения между людьми. Между мной, детьми и их карманными деньгами в частности. И тут бесконечно важную роль играют правила на входе. Например, правила «контракта» между взрослыми и детьми в отношении денег звучат у нас так:
От чего должны зависеть карманные деньги (их сумма):
От возраста ребенка
От потребностей ребенка
От договоренностей «на входе»
От чего не должны зависеть карманные деньги:
От оценок в школе
От помощи по дому (базовой)
От поведения ребенка
От настроения родителей
Комментарии - 9
Предметно, кратко и по существу вопроса.
Поэтому, если это просто колонка написанная по различным причинам, да хоть от скуки — это одно, но если это рекомендация к действию, как преподносит это «Минфин» перепечатывая эту заметку, то может стоит дать тачать сапоги сапожнику, а рекомендовать построения финансовых отношений между взрослыми и детьми профессиональным детским/взрослым психологам? Касательно «крутейшей теории» писал, что она может быть мегакрута, но разработана для взрослых, а применять её без адаптации специалиста к финансовым отношениям между взрослыми и детьми, может быть как минимум неэффективно и как максимум просто опасно.
Автору в любом случае спасибо, что поделилась своим опытом, но в таких серьёзных вопросах, как финансовое воспитание детей, лучше обращаться к профильным специалистам. Имхо.
кондукторы тоже не лыком шиты, так и норовят что-нибудь эдакое спросить у ребёнка.
Поэтому мамы очень часто учат своих детей-школьников говорить неправду — что они в школу пойдут только в следующем году.