8 лет мир восстанавливается после глобального финансового кризиса. Но в итоге 2016 год станет худшим по темпам роста для мировой экономики, начиная с 2010-го – 3,1%. Все эти 6 лет ВВП рос, но из года в год темпы неуклонно снижались. Только в 2017-м аналитики ожидают рековера до 3,4%. Но процесс запущен – мир разочарован в идее свободной торговли и глобальной интеграции экономик, пишет Bloomberg.
Протекционисты готовятся к штурму
С 7 по 9 октября в Вашингтоне состоится ежегодная встреча руководителей Международного валютного фонда и Всемирного банка. Вот что по этому поводу говорит глава МВФ Кристин Лагард:
«У нас есть два задания. Первое – это не навредить, что в нашем случае значит противостоять распространению протекционистских настроений. Второе – найти решение, которое поможет возобновить глобальный рост и сделать его полноценным»
70 лет МВФ продвигал идею открытого международного сотрудничества, свободной торговли и коллективного финансирования. И вот в 2016 году, глава Фонда, по сути, признает поражение и главной целью ставит не экономику как таковую, а идеологию. Потому что протекционисты действительно берут верх.
И это не только британцы, проголосовавшие за Брексит. И даже не Дональд Трамп со своими заявлениями, каждый раз обваливающими мексиканский песо. Это весь мир. Евросоюз, недовольный самим собой от Будапешта до Мадрида. Отдельно взятые Германия и Франция, которые будут выбирать национальные парламенты в 2017-м, чего уже не дождутся местные евроскептики. Соединенные Штаты, где даже «демократическая» Хиллари Клинтон сначала поддерживает торговое соглашение тихоокеанских стран, а потом (уже во время президентской гонки) резко критикует его.
Потому что инерции не хватает. Все эти посткризисных 8 лет мир пытался адаптировать принятые до кризиса соглашения о свободной торговле к новым условиям. Но все попытки обернулись провалом. Потому что кризис сделал свое дело, разрушив старую уютную, прибыльную и динамичную мировую экономику нулевых. С реактивным Китаем, стабильной и богатой Европой, колоссальными США и амбициозными Россией и Бразилией.
Но главное, что ничего после этого удара не изменилось. Система сильно пошатнулась, но пошла дальше. Никаких выводов никто не сделал, страны просто залатали дыры, преимущественно попытавшись забросать их деньгами и сделали вид, что та самая уютная экономика никуда не делась. И до сих пор продолжают верить в это. Поэтому сейчас все, что хорошего могут сказать нам эксперты того МВФ или Всемирного Банка – это что рецессия в Россий и Бразилии замедляется. Не более того.
А тем временем, пока Лагард говорит про экономику открытых дверей как единственный выход, на практике мир нашел простейшую, но столь привлекательную альтернативу – протекционизм. Нестареющая классика.
Комментарии - 7
и
minfin.com.ua/blogs/VictorS/103947/
Стесняйся не стесняйся а в балансе все видно — комментарий для любителей темы про МВФ
Скорее всего страны G7 готовят почву для политики фискального стимулирования, которая наиболее эффективна в условиях закрытой экономики, поскольку закрывать экономики никто не хочет да и врятли сможет, то с помощью протекционизма развитые страны рассчитывают смягчить эффект вытеснения. В теории, в большой открытой экономике, увеличивая расходы и/или снижая налоги, правительство страны стимулирует совокупный спрос, который, при нейтральной монетарной политике (в стимулирующей уже разочеровались а жосткую проводить-самоубийство), приводит к росту спроса на деньги, что подстегивает рост процентных ставок, которые привлекают иностранный (в первую очередь спекулятивный) капитал, укрепившийся валютный курс давит на экспорт, уменьшает ВВП, сводя на нет политику фискального стимулирования. Протекционизм позволяет «фильтровать» внешние торгово-финансовые потоки в условиях экономики, находящейся между открытым и закрытым режимом, с целью достижения макроэкономического равновесия. Но это все в теории. Что из этого получится, покажет время.