Хорошая новость для крупных вкладчиков Дельта Банка – Фонд гарантирования переоценил его активы и сформировал «ликвидационную массу». Это значит, что после всех формальностей с формированием лотов, Фонд сможет приступить к продаже активов Дельты. После этого вкладчикам категории «200+» начнут выплачивать их деньги.
Как урезали Дельта Банк
Проблема в том, что стоимость активов Дельта Банка по балансу почти в три раза превышает их переоценку. На 1 января этого Фонд утвердил активы банка на сумму 29, 046 млрд гривен. По балансу банка на эту же дату активы Дельты стоили 85,550 млрд. И это еще не все – как рассказывает глава «Спілки вкладників Дельта Банку» Роман Бадалис, после признания Дельты неплатежеспособной уполномоченные Фонда как минимум дважды сильно урезали балансовую стоимость активов банка.
«Как только в банк зашла временная администрация (3 марта 2015 года – «Минфин»), они в два раза снизили балансовую стоимость, объясняя это необходимостью увеличить отчисления в резервы под плохие кредиты. По итогам полугодия была еще одна переоценка – примерно на 30%» — говорит Бадалис.
Для Фонда гарантирования доформирование резервов по активным операциям банков-банкротов вполне обычная практика. Так, например, резервы обанкротившегося банка Хрещатик пришлось увеличить на 2,6 млрд гривен, из-за чего его собственный капитал банка отрицательным на 3,5 млрд.
Отклонения в стоимости активов Дельта Банка по отдельным статьям баланса разные. Так, в пункте «средства в других банках» разница достигает 100 раз – 187,625 млн гривен по балансу, против 1,855 миллионов в реальности. В Фонде это объясняют просто: деньги выводились из Дельты через иностранные фирмы и банки (в частности, топы Дельты активно пользовались услугами малоизвестного австрийского банка Bank Winter&Go AG) и по факту исчезали. Хотя с баланса не списывались.
В 86 раз от балансовой отличается оценочная стоимость дебиторской задолженности Дельты. Это деньги, кроме кредитов, которые банку должны другие финучреждения и клиенты. В балансе за такими операциями числилось 6,284 млрд гривен. Оценка подтвердила только 73,1 млн. Без подробной выписки из аудиторского отчета сказать что-то по поводу этой статьи трудно. Это могут быть, например, счета, векселя или ценные бумаги хранящиеся в иностранных банках или аккредитивы, принятые Дельтой, но не оплаченные приказодателями. Все эти деньги (если судить по оценке Фонда, то речь о 6,21 млрд грн) тоже бесследно исчезли.
В 4 раза меньше оценили и кредиты юрлицам. В таких случаях многое решают залоги – в балансы банков такие активы нередко записываются по завышенной стоимости. Плюс еще в конце 2014 Дельта Банк был одним из лидеров рынка по уровню проблемных кредитов. Многие из займов с тех пор стали безнадежными, а часть долгов сейчас, если и погашается, то нерегулярно.
13 избранных
Крупные вкладчики Дельты не очень довольны итоговой суммой ликвидационной массы. Исходя из своих предварительных оценок, они рассчитывали на примерно 35 млрд гривен. Но в целом, в вопросе ликвидационной массы Дельты и без того есть ряд нюансов. Не зря на переоценку ушло более полугода – решение о ликвидации банка было принято 2 октября 2015-го.
Оценку в первую очередь тормозили суды. У Дельта банка до сих пор остаются спорные активы по договорам с Ощадбанком, Государственным ипотечным учреждением, компаниями «Фокстрот» и «Cargill». Судебные разбирательства по всем этим делам идут до сих пор. По словам Романа Бадалиса, речь идет о сумме около 10 млрд гривен – эти деньги зачислены в ликвидмассу банка, но все зависит от того, будут ли суды принимать решения в пользу Дельты.
Вторая проблема – это спор с НБУ, который в качестве залога по рефинасированию принимал от Дельта Банка будущие поступления от выданных кредитов. То есть Дельта принимала на себя обязательство отдавать платежи по некоторым долгам Нацбанку. Общая сумма таких активов превышает 9 млрд гривен, по ним НБУ требует полного возврата. Но, как объясняет Роман Бадалис, вопрос в том, что далеко не во всех договорах Дельта брала на себя 100% обязательство. В некоторых случаях прописывались варианты с 25-30% отчислениями. Как решить противоречие, пока толком никто не знает.
Вопросы у вкладчиков возникают и к оценщикам. По данным Фонда гарантирования, активы Дельты оценивали 13 компаний, каждая – сертифицированный Фондом оценщик. Всего их 55, полный список можно найти на сайте Фонда. Среди наиболее узнаваемых имен в этом перечне – только подразделение украинского EY компания «Ернст энд янг». Но к оценке активов Дельта Банка ее не привлекали.
По какому принципу выбирали финальную 13-ку не очень понятно. В Фонде объясняют, что на тот момент такими полномочиями обладал ликвидатор банка. Сейчас вопрос оценщиков решается на уровне консолидированного офиса.
Как рассказывает Роман Бадалис, «Спілка вкладників Дельта Банку» получила предварительный список оценщиков, но он был неполным. Тогда вкладчики собрали информацию из открытых источников о всех компаниях и подали ликвидатору свои замечания. Насколько это повлияло на конечный выбор Владислава Кадырова и его команды неизвестно. Но в Дельте заверили, что к мнению вкладчикам прислушались, а все замечания были учтены и исправлены.
Цифра ликвидационной массы Дельта Банка хоть и утверждена Фондом, но не окончательна. Теоретически, если вкладчикам что-то не понравится в результатах оценки, они могут обжаловать их в суде. Но, по словам Бадалиса, они не заинтересованы в спорах, и речь не только о вероятном оттягивании выплат на неизвестный срок. С началом продаж спорных активов, они станут недоступны претендующим на них кредиторам Дельта Банка. Даже если суд, решит, что они полностью правы.
Комментарии - 20
Щодо наших шансів, то якщо все складеться, як нагорі кажуть, то в кращому разі отримаємо 1/3 того, що в нас вкрали… Та й на це надії не великі, бо те, що нагорі кажуть, і те, що вони зроблять, — не одне й те ж!
Словом, казав сліпий — побачимо!
по закону не более трёх лет…
Дата принятия решения о ликвидации известна, добавляете ровно три года и узнаёте дату, после которой Дельта-банка не должно существовать, как юридического лица…
Сейчас внесены изменения и там чётко прописан трёхлетний срок ликвидации.
Надо учитывать основную особенность — ликвидационная комиссия содержится фактически на государственные средства.
Ранее это были средства НБУ, теперь это средства ФГВФЛ, а фактически опять НБУ.
За это время можно реки вспять повернуть, а можно вообще ничего не сделать…
А были раньшераньше случаи, когда после банкротства банков были выплаты вкладчикам, у которых было более 200 000 грн на счету?