Глава венгерского центробанка Дьордь Матолчи попал в громкий скандал. Его обвиняют в том, что центробанк передал около $1 млрд фондам, основанным Матолчи.
Как «распилить» $1 млрд
Премьер-министр Венгрии Виктор Орбан назначил Матолчи главой центробанка три года назад. До этого чиновник работал в правительстве Орбана министром экономики. Сейчас совет центробанка и чиновники Евросоюза обвиняют Матолчи в выделении его же фондам $1 млрд из бюджета регулятора. Конституционный суд Венгрии постановил обнародовать информацию о транзакциях в пользу организаций, основанных окружением Матолчи и Орбана.
Оппоненты Матолчи раскрыли целую сеть, через которую за бюджетные деньги поддерживаются близкие к власти структуры. Венгры, большинство из которых поддержали курс Орбана, который он назвал строительством «нетерпимого государства», шокированы.
Наглость удивляет даже бывалых исследователей коррупции в постсоциалистических странах. «Вы не поверите, но есть документы, прямо указывающие на то, что центробанк связан с платежами в пользу организаций, принадлежащих близкому окружению его руководителя, — удивляется аналитик политических рисков брюссельской компании Teneo Intelligence Отилия Дьянд. — Даже по восточноевропейским меркам это слишком».
Дело началось в 2014 году. Центробанк неожиданно получил $1,8 млрд прибыли. Выплата дивидендов в бюджет необязательна и Матолчи выделил деньги на повышение финансовой грамотности. Освоили эти деньги фонды, основанные близким окружением самого Матолчи. В решении суда от 31 марта сказано, как 60-летний Матолчи и другие доверенные лица тратили эти деньги. Да, они финансировали образование. Но покупали дорогую недвижимость и произведения искусства. Фонды финансировали книгоиздательство. В каких-то книгах Матолчи был героем. Другие он подписал своим именем.
Одна из нитей тянется к вилле в элитном квартале на берегу Дуная. Она принадлежит 63-летнему двоюродному брату Матолчи.
Около $90 млн из пожертвований центробанка оказались на депозите в Novekedesi Hitel Bank. Эти вклады увеличили депозитный портфель банка вчетверо. В прошлом году компания сына Матолчи купила мебельную фабрику. Сделку профинансировал Novekedesi Hitel Bank.
Большую часть вкладов в Novekedesi Hitel Bank, $72 млн, разместил фонд Pada. Матолчи возглавляет его попечительский совет. В этот орган входят жена кузена Матолчи и заместитель его жены (она — мэр курортного городка на Балатоне, где у центробанка есть недвижимость).
Матолчи отказался поговорить с Bloomberg. Он постоянно отрицает злоупотребления. И называет критику постыдной политической атакой. 52-летний Орбан заявил, что будет поддерживать Матолчи, пока небо не упадет на землю.
Генеральная прокуратура, отказавшаяся возбудить дело о растрате в центробанке, на прошлой неделе согласилась проверить процедуры финансирования фондов. Но заявила, что расследование не будет уголовным. Генпрокурор Венгрии женат на директоре центробанка по персоналу. Она входит в попечительский совет одного из фондов. И получает за это зарплату.
«Это какой-то политический нонсенс, — говорит глава местного офиса Transparency International Петер Мартин. — Близкие к правительству и центробанку люди получают деньги». В январе, еще до того, как детали скандала просочились в прессу, Transparency International понизила антикоррупционный рейтинг Венгрии. Организация объяснила, что коррупция при Орбане стала централизованной и систематической.
Орбан (большой фанат Владимира Путина) усилил роль государства в экономике. И назвал это большим шагом от коммунизма к демократии. Он назначил представителей своей политической партии Фидес руководить пенсионным фондом, где сконцентрировано $11 млрд.
«Чеки и балансы придумали в США, а Европа по недоумию их переняла», — сказал Орбан в интервью Bloomberg в 2014 году после того как США запретили въезд главе налоговой службы Венгрии из-за коррупции.
Матолчи, активно помогавший Орбану в разработке экономической политики, разделяет взгляды патрона. В 2014 году, когда центробанк получил прибыль, он сказал, что распорядится ей по своему усмотрению. Тогда центробанк удерживал низкий курс форинта и помогал ипотечным заемщикам конвертировать кредиты из швейцарских франков.
Даже накануне решения суда центральный банк, задачи которого — борьба с инфляцией и регулирование финансового рынка, — попал под шквал критики за покупку 200 000 пуль и 112 автоматов для своей службы безопасности. Оружие нужно, чтобы обеспечить охрану пухнущего портфеля активов центробанка. Это сказано на сайте венгерского парламента.
Получившие деньги центробанка фонды говорят, что их задача — экономические исследования и продвижение идей, альтернативных неолиберальным. Что в их библиотеках? Фонды купили коллекцию эссе, автором которых Матолчи стал на посту министра экономики. Еще одна покупка - книга о его «победоносной» борьбе с кредиторами. Попечитель одного из фондов Чаба Лентнер (бывший депутат парламента) зашел еще дальше. В этом месяце он заявил, что цель фонда — удерживать Орбана у власти как можно дольше. Для этого фонд собирается убеждать молодежь в эффективности правительственной доктрины.
«Выборы 2018 года покажут, насколько наша идеология приемлема, — сказал Лентнер в эфире канала Echo TV 13 мая. — Это сражение и Матолчи — один из наших полководцев».
Образовательные гранты и школы финансируются с оглядкой на такую цель. Непонятно только как с ней связаны покупки вилл и туры в Африку для изучения библиотек и выборов.
$20 000 в месяц каждый из шести фондов платил материнской компании Novekedesi Hitel Bank за экономический отчет. Эта компания принадлежит кузену Матолчи. Центробанк тоже покупает отчет, несмотря на целую кучу штатных исследователей. То есть, двоюродный брат Матолчи за один и тот же отчет получает деньги семь раз. Он отказался от комментариев. А Матолчи в интервью газете Magyar Nemzet объяснил покупки «авторскими правами».
Еврочиновников больше заботит как фонды тратят свои бюджеты. Pada ($218 млн под управлением), и его «сестры» дают Матолчи и другим попечителям право самостоятельно решать, во что инвестировать. Деньги могут идти на депозиты или покупку ценных бумаг, включая госдолг Венгрии. Договоры Европейского союза запрещают центробанкам напрямую покупать госдолг. И европейский центробанк в прошлом месяце выразил озабоченность венгерскими фондами.
«Это не монетарная политика. Это скорее семейная копилка, — говорит Петер Акош Бод, профессор экономики будапештского Университета Корвина, который был вторым главой центробанка посткоммунистической Венгрии. — Это — карикатура на «патриотическую экономическую политику». Имя этому — непотизм».
Комментарии - 4
Орбан считает Путина образцовым президентом и поступает по-аналогии.