Украина может рассчитывать на дальнейшее финансирование международными организациями только при одном условии: политической стабильности. Без этого невозможно и новые инвестиции ЕБРР. Глава Европейского банка реконструкции и развития в Украине Шевки Аджунер в интервью «Экономической правде» рассказал о планах кредитора, покупке госбанков и гривневых облигациях. «Минфин» выбрал самое интересное.
Глава ЕБРР о новых инвестициях, покупке госбанков и гривневых облигациях
Об инвестициях в Украину
— Наша возможность финансировать зависит от ряда факторов. Прежде всего — от спроса рынка. Если есть спрос на инвестирование проектов, мы вкладываем деньги. У нас нет такого понятия, что есть некий бюджет, который нужно освоить. ЕБРР не приходит и не говорит, что вот сумма денег, давайте на эту сумму что-то сделаем.
Все проекты привязаны к реальным требованиям и компаниям с реальными проектами. Могу сказать, что в последние два года результаты были очень неплохие. 2014 год был рекордным — 1,2 млрд евро, в 2015 году — 1 млрд евро. В 2016 году рассчитываем инвестировать около 1 млрд евро.
— 45/55 ( из 1 мллрд инвестиций, — ред.) в пользу частного сектора. Это нынешний баланс. Если смотреть на семантику проектов, то очень важным сектором остается сельское хозяйство во всех его проявлениях. Также очень важны и перспективны логистические проекты. Рассчитываем в 2016 году сделать пару проектов с ИТ-компаниями. Будет интересно.
О приоритетах
Приоритетом остается работа по различным энергосберегающим программам. В апреле запускаем программу, которая направлена на мероприятия по улучшению энергосбережения в жилищном секторе, особенно для многоквартирных домов.
Программа будет реализовываться через украинские банки. Мы рассчитываем, что она позволит нивелировать эффект, вызванный недавним повышением тарифов.
В госсекторе приоритетом остаются дороги, энергетика, газовый сектор.
Финансирование в этих сферах само по себе невозможно. Оно связано с поддержкой реформ. Мы привлекаем грантовую и донорскую помощь на работу консультантов, разработку законодательства. Хорошим примером может служить кодекс корпоративного управления и реструктуризации «Нафтогаза». Деньги были даны под конкретные реформы в компании, и эти реформы происходят.
О новых займах на покупку газа
— Программа, которую мы подписали, — это возобновляемая кредитная линия на три года на покупку газа. В случае необходимости она будет автоматически пополняться. Министерству или Кабмину для этого нужно будет просто сделать новую заявку.
— Пока выбрали только первый кредит. Если НАК будет нуждаться в дополнительных средствах, мы готовы их предоставить.
О реформах
— Хорошо, что вы декларируете курс на реформы, но ЕБРР не инициирует проекты, а идет за клиентом. Инвесторы сами приходят к нам. Если реформы будут идти медленно или не будут идти вообще, то это напрямую отразится на инвестиционном климате и на объеме финансирования. Это если мы говорим о частном секторе.
В госсекторе любой наш проект предусматривает реформирование либо отдельной компании, либо отрасли в целом. Если в госсекторе нет реформ, то нет и денег.
О пересмотре пакета программ финансирования
— Стратегия, которая размещена на нашем сайте, устарела. Однако средне- или долгосрочную стратегию готовят только в том случае, когда можно делать какие-либо прогнозы. По Украине сейчас сложно написать большой стратегический документ: в стране происходят тектонические изменения.
Последние два года мы адаптировали нашу действующую стратегию к тем изменениям, которые происходят в Украине. Что имеется в виду? Например, необходима была поддержка финансового сектора.
Мы приняли участие в увеличении капитала двух банков, помогаем НБУ реформировать банковский сектор, разработали варианты реструктуризации долга корпоративных клиентов, которые финансировали долгосрочные программы развития за счет краткосрочных заимствований в разных коммерческих банках.
Особое внимание уделяем инфраструктурным проектам. Планы на будущее зависят от того, в каком направлении будет двигаться ваша страна, и какой будет стратегическая линия правительства. Мы находимся в состоянии постоянного анализа нашей операционной стратегии для Украины.
О сферах инвестирования
— На участие в акционерном капитале приходится около 10% от общего объема инвестиций в Украину. Традиционно это сложный вопрос. Что мы предлагаем? В 2015 году у нас начала работать программа прямого финансирования среднего и малого бизнеса. Мы рассматриваем возможность работы с небольшими предприятиями.
Возможны проекты в сельскохозяйственном секторе. Особенно привлекательны для нас компании, которые занимаются торговлей различными сельскохозяйственными товарами. В планах на ближайшее время — учредить частный фонд прямых инвестиций в акционерный капитал. Этого на рынке не было уже несколько лет.
— Фонд будет привлекать средства от разных инвесторов, в том числе от ЕБРР, и инвестировать в привлекательные проекты в частном секторе. Таких фондов раньше в Украине было много. Для начала объем фонда может составить 10-20 млн евро.
О стратегии Райффайзен банка Аваль и UKRSIBBANK с вхождением ЕБРР в их капитал
— Мы не собираемся менять операционную стратегию этих банков. Покупка крупных пакетов акций данных учреждений была связана с нашим желанием поддержать системные банки в сложной ситуации.
Для нас важно иметь посредников в Украине для реализации банковских программ. И Райффайзен банк аваль, и UKRSIBBANK являются нашими контрагентами не только здесь, но и в Европе. Их поддержка имеет для нас стратегическое значение.
Мы всегда участвуем в совете директоров финансового учреждения: назначаем независимого директора, который хоть и представляет интересы ЕБРР, но действует, прежде всего, в интересах банка.
Наши представители в совете директоров — это профессионалы с подтвержденным опытом работы в конкретном секторе. Их задача — помочь разработать стратегию, чтобы банк оставался конкурентоспособным и получал прибыль.
— Еще до того, как мы приобрели доли в этих учреждениях (Райффайзен банк аваль и UKRSIBBANK, — ред.), у каждого из них были свои программы развития. Они по-прежнему актуальны. Мы не будем навязывать банкам финансовые продукты, которые им не интересны.
О покупке украинских госбанков
— Нам интересны инвестиции в украинскую банковскую систему, и мы рассматриваем разные варианты. ЕБРР готов участвовать в предприватизационной поддержке госбанков: разработке принципов корпоративного управления и стратегии развития.
Надеемся, скоро в Ощадбанке и Укрэксимбанке появятся независимые советы директоров. Что касается частного сектора, то здесь ситуация немного иная. В этом сегменте для нас важно понимать, кто реальный собственник кредитного учреждения. Это позволит правильно оценить репутационные риски.
Кроме того, мы будем смотреть на управленческую команду банка: в состоянии ли она развивать конкретное учреждение.
Проведенная Нацбанком работа по очищению системы от непрозрачных финансовых структур принесет свои плоды. Она способствует консолидации рынка. Рано или поздно появятся учреждения, которые нам будут интересы для инвестирования.
О принципах
— Принцип ЕБРР — никогда не приобретать контрольные или блокирующие пакеты.
— (В Райффайзен банке аваль доля ЕБРР составляет 30%, — ред.). Это исключение. Нас интересуют только миноритарные пакеты. Наша функция — не зарабатывать на продаже пакета и контролировать учреждение с помощью участия в совете директоров, а развивать компанию, готовить ее к выходу на другой уровень.
О гривневых облигациях
— Мы хотим выпустить облигации, деноминированные в гривне: нам нужен механизм привлечения национальной валюты для долгосрочного кредитования в ней. В Украине есть субъекты, которые не могут себе позволить занимать в инвалюте.
Действительно, НБУ и НКЦБФР уже выработали необходимое законодательство. Остается ряд технических моментов, которые связаны с распределением рисков, гармонизацией международных правил выпуска облигаций с украинскими.
ЕБРР все-таки не субъект законодательства Украины: мы работаем по другим законам. Для решения этих технических моментов требуется больше времени.
— Все принципиальные моменты решены, но есть один важный момент: для выпуска облигаций нужна подходящая рыночная ситуация. Ее сейчас нет.
— Все зависит от политической стабильности и от того, как будет развиваться ситуация в Украине. Не мне вам рассказывать, что ситуация очень зыбкая — и политическая, и макроэкономическая, и геополитическая. В таких условиях говорить серьезно о конкретной дате выпуска облигаций неправильно, и мы этого делать не будем.
Об инвесторах
— Прежде всего, это будут украинские банки. Инвестбанки смогут покупать облигации от имени своих клиентов. По нашим прогнозам, покупателями станут локальные, а не иностранные игроки.
О преимуществах гривневого кредитования для заемщиков
— Как МФО с наивысшим инвестиционным рейтингом мы, очевидно, сможем привлекать гривну у банков на привлекательных условиях. Соответственно, наши условия кредитования могут быть более выгодными для клиентов по сравнению с классическими банковскими программами.
Однако мы не собираемся подрывать рынок: наши ставки не будут на 50% ниже, чем у других кредитных учреждений. Ресурсы, которые будут выручены за счет размещения облигаций в национальной валюте, скорее всего, пойдут на целевые программы для заемщиков, которым важно уберечь себя от валютных рисков.
Скорее всего, это будут муниципальные займы, кредитование малого бизнеса.
— Мы будем дорабатывать наши действующие программы: добавим возможность кредитовать в гривне.
Комментарии - 3
Ну так всё правильно дядя вещает. всю статью можно было уложить в несколько слов: «денег не дадим». А почему не дадим? Ну, во-первых, не обязаны. А во-вторых, если уж вам очень хочется получить формальную причину, то внутренний рынок у вас падает, внешний рынок у вас падает. Политическая ситуация у вас дипломатически называется «нестабильная», но на самом деле это пи***ц: в исполнительной ветви власти премьер висит на волоске от увольнения, и уже даже готовы его «преемники»; в законодательной ветви окончательно развалена коалиция, я что там буде дальше — бог весть. Какой инвестор сунется в такую страну? Правильно, никакой.