Минфин - Курсы валют Украины

Установить
12 ноября 2015, 12:35 Читати українською

Правила рулят

Водители уже почти неделю ездят по новым Правилам дорожного движения. «Минфин» узнал, как новые ПДД повлияют на условия автомобильных страховок.

Страховщики пока не знают, как новые правила повлияют на тарифы
Страховщики пока не знают, как новые правила повлияют на тарифы

ДТП меньше не станет

Новые правила дорожного движения вступили в силу 7 ноября. Их изменили в связи с принятием закона о полиции. Главное изменение для водителей: на дороги возвращаются фото- и видеорегистраторы, а наказывать будут с оглядкой на систему штрафных баллов. «Минфин» спросил у страховых компаний, как новые правила повлияют на цену продуктов для автовладельцев.

Опрошенные страховщики сходятся в том, что автоматическая фиксация нарушений правил дорожного движения и система штрафных баллов со временем дисциплинируют водителей. А это, в свою очередь, должно повлечь уменьшение количества ДТП и, как следствие, снизить цену полисов для аккуратных водителей.

В резкое снижение числа ДТП страховщики не верят. Помешают две беды: плохие дороги и низкий уровень водительской этики. Главная помеха — менталитет. «Закон со временем сможет привести к снижению количества ДТП, но должны произойти определенные изменения в сознании людей, – считает Виктор Панасюк, директор департамента клиентских сервисов СГ «ТАС». — Ведь безаварийная езда, в первую очередь, зависит от культуры вождения». Быстро «прочистить мозги» водителям могли бы высокие штрафы, но в нынешней редакции ПДД они остались без изменений.

Грядут суды

В целом страховщики считают новую систему наказаний неплохой. Но к процедурам есть вопросы. Например, по поводу фактической отмены принципа презумпции невиновности в отношении владельца авто. Ведь по новым правилам неважно, кто именно сидел на месте водителя в момент нарушения. Отвечать будет автовладелец. После фиксации нарушения автовладелец получит сообщение о том, что ему выписан штраф на такую-то сумму, который необходимо оплатить в течение 30 дней. Водитель может обжаловать это решение в течение 10 дней только в судебном порядке. Других вариантов ПДД не предусматривают.

Страховщики прогнозируют, что после того, как начисленные баллы закончатся, автовладельцы завалят суды жалобами о нарушении их прав. Ведь многих будут привлекать к ответственности за нарушения ПДД, совершенные другими лицами. «Мы это уже проходили. В 2010 году Конституционный суд уже запрещал фотофиксацию нарушений, – размышляет Сергей Авдеев, председатель правления СК «Арсенал Страхование». — Посмотрим, как долго проживет это новшество». Скандально известные «Визиры» действительно работали недолго. После череды судебных разбирательств их запретили использовать.

Цены не снизят

Еще одна проблема — деньги. Развернуть повсеместный контроль над дорожным движением можно, но это дорого. «Для эффективной работы необходимо, чтобы система стационарной фото- и видеофиксации нарушений была достаточно разветвленной и всеобъемлющей, – говорит Елена Горшкова, ведущий специалист департамента андеррайтинга и методологи СК «Универсальная». — А это невозможно обеспечить сразу». 

К тому же, новая система нацелена против тяжелых ДТП. Олег Коваленко-Кужольный, начальник департамента урегулирования убытков АСК «ИНГО Украина» ожидает сокращения количества сложных ДТП, которые вызваны грубыми нарушениями правил (нарушение правил обгона, проезда перекрестков, серьезное превышение скорости и т.п.). Но большинство выплат страховщики делают по небольшим ДТП. Авдеев из СК «Арсенал Страхование» говорит, что большинство страховых случаев связаны с несоблюдением дистанции и происходят в городах на невысокой скорости. Нередко «цепляют» припаркованные машины. «На эти убытки приходится до 70% портфеля выплат страховой компании, — объясняет он. — Такие риски не уменьшить путем ужесточения контроля или повышения штрафов». 

Будут ли компании снижать тарифы? Пока нет. Хотя страховщики и говорят о том, что они могли бы использовать информацию о штрафных баллах при тарификации. То есть, применять скидки или надбавки к тарифу для конкретного водителя, учитывая статистику. «Но подобный подход к тарифообразованию возможен только если страховщики получат доступ к базе штрафных баллов», – поясняет Вадим Грабовый, начальник управления страхования транспортных рисков СК «АХА Страхование». К тому же, на сбор статистики нужно время. Если полиция откроет данные для страховщиков, то они смогут анализировать изменение «портрета» среднего клиента. И прогнозировать количество страховых событий.

Мария Шевчук

Комментарии - 1

+
0
shuracom1987
shuracom1987
12 ноября 2015, 19:15
#
Самое главное в этой всей новой системе то, что полицейский имеет право останавливать автомобили на законных основаниях, а вы как водитель имеете право не останавливаться, причем тоже на законных основаниях так как ПДД указано, что водитель обязан остановиться по требованию сотрудника милиции, но не как не сотрудника полиции, а милиции уже как таковой нет…
Чтобы оставить комментарий, нужно войти или зарегистрироваться