Минфин - Курсы валют Украины

Установить
20 августа 2015, 13:14 Читати українською

Высшее образование для безработного: кого учит Украина

По сообщению министра образования Украины Сергея Квита, финансирование университетов через госзаказ специалистов будет отменено. В мире подобной практики не существует. Система финансирования будет работать через прямые дотации вузам в зависимости от рейтингов и предпочтений студентов. Очевидно, для такой позиции есть серьезные причины.

Высшее образование для безработного: кого учит Украина
Фото: ria.ru

Что стоит за отменой госзаказа на выпускников вузов и как это скажется на рынке труда в стране

Лишние экономисты

Сегодня украинский рынок труда переживает непростые времена. В первую очередь на него влияет экономический кризис, но есть и другие факторы – не всегда заметные, но не менее важные. Одним из таковых является образовательная политика государства.

Еще в далеком 2005 году Счетная палата Украины проверила использование средств госбюджета для подготовки кадров по экономическим специальностям. Речь шла о высших учебных заведениях. Выводы проверяющих были неутешительными: «Отсутствие со стороны Минобразования эффективных решений в сфере подготовки специалистов привело к их «перепроизводству» по экономическому направлению, увеличению среди них безработных, в результате чего создаются социальные проблемы в государстве».

Годом ранее около 1,5 млрд гривен (при курсе 5,3 грн/$) было потрачено «фактически на содержание учебных заведений». Вузы в 2004-м просто искусственно завысили государственный заказ по направлению «Экономика и предпринимательство» на 1751 человек по приему (при плане в 13 354 чел.), и на 1973 – по выпуску (при плане в 12 810 чел.). В результате убытки государства превысили 10 млн гривен.

Изменилась ли впоследствии государственная политика в отношении избыточного выпуска экономистов, а также юристов? Увы, нет.

Студентов больше школьников

Образовательные диспропорции появились еще в самом начале становления Украины как независимого государства. В 1990/1991 учебном году в стране насчитывалось 742 профессионально-технических училища и 149 вузов, а в 2013/2014 году их соотношение уже было 478 к 325. Соответственно, число высших учебных заведений возросло более чем вдвое.

Пока закрывались фабрики и заводы, стремительными темпами открывались частные вузы. Украина прощалась с индустриальной экономикой, устремившись в эпоху экономики услуг. Банкиры и юристы стали главным маркером социального успеха.

Количество населения, ринувшегося грызть гранит высшей науки, увеличилось с 881 000 в 1990/1991 до 2,4 млн в 2007/2008 годах. Именно с учебного сезона 2007/2008 страна погрузилась в ситуацию абсурда – количество принимаемых в высшие учебные заведения абитуриентов превышает количество выпускников школ. На это положение вещей наслоились глубокие структурные диспропорции государственного заказа.

Щедрый госзаказ

Самое обильное финансирование государственного заказа за последние 10 лет было запланировано в 2007 году для сезона 2008 года. Следующий всплеск «государственной щедрости» был в предреволюционном 2013 году. При этом разрыв между объемами финансовых вложений в высшее и профессионально-техническое образование стремительно вырос – с 4 до 13 раз.

И только в текущем году, очевидно, под влиянием хронической нехватки рабочих рук на предприятиях ВПК, госзаказ на рабочие специальности увеличился в 2,3 раза. Одновременно произошло резкое сокращение финансирования госзаказа на носителей высшего образования.

Финансирование ежегодного государственного заказа, тыс. долларов

Год

Высшее образование

Профессионально-техническое образование

2007

1458

390

2008

2195

546

2009

1578

380

2010

1915

479

2011

1967

124

2012

2156

141

2013

2262

168

2014

1531

118

2015

                    842

                                  276

*по среднему курсу на соответствующий год

Цифры госзаказа на рабочую силу в 2015 году, указанные в постановлении Кабмина, не коррелируют с абсолютными показателями учебных мест, которые устойчиво уменьшаются, несмотря на двукратное увеличение финансирования.

Государственный заказ на некоторые рабочие специальности, тыс. человек

Год

2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015

Кол-во учебных
мест
223 224 202 226 199 207 193 176 169

Традиционно в 2015 году среди профессионально-технических училищ  наибольшая доля госзаказа пришлась на работников общественного питания (27 000 человек), электриков (22 000), строителей (21 000), автомехаников (13 200), работников сельского хозяйства (13 300) и швейного производства (7300).

Передовая высокотехнологичная подготовка рабочих кадров в Украине практически не ведется. Страна фиксирует сырьевую модель сельского хозяйства – по профилю переработки сельскохозяйственной продукции ежегодно выпускается не более 55-100 человек.

По линии производства электронной техники образование получают 360 человек в год – едва наберется на сборочный цех. Для производства авиатехники – 50 человек. Даже «хлеб» украинской экономики – металлургия – получает ежегодно менее тысячи рабочих.

Но вернемся к государственной политике в сфере высшего образования.

Пиарщик как вершина профессиональной мечты

Сегодня в Украине насчитывается 520 вузов государственной (включая коммунальную) формы собственности и 144 частных. Из них 277 III-IV уровня аккредитации.

Гордое звание университета носит 175 заведений, а академий – 66. Техникумов осталось 59 и училищ – 87. При этом лишь 27,7% всех выпускников вузов в 2014 году получили направление на работу.

Причину невостребованности молодых специалистов понять нетрудно. Достаточно взглянуть на статистику государственного заказа за последние семь лет.

Ежегодный государственный заказ на бакалавров по некоторым специальностям, чел.

Год

2009

2010

2011

2012

2013

2014

2015

Экономика и менеджмент

17 593

18 177

11 888

15 027

13 692

13 122

10 125

Право

10 179

10 461

8500

9499

9430

9070

6845

Компьютерныенауки

6180

6189

5144

7016

7217

7660

7100

Педагогика

6657

6397

5730

6545

6394

6150

4410

Строительство и архитектура

5876

5855

4611

5065

5415

5065

4020

Медицина

4249

4443

4788

4788

4823

5460

5475

Сельское хозяйство

4571

4711

4214

4633

4628

4270

3550

Электротехника

3599

3652

3087

3623

3566

3383

2944

Биология

1821

1868

1501

1780

1700

1680

1300

Физика

1429

1425

820

1345

1300

1200

900

Электроника

991

1026

897

1185

1160

1080

920

Химия

970

960

714

902

905

845

780

Металлургия

862

871

461

860

795

730

520

Авиация икосмонавтика

533

660

464

675

639

632

645

Военные  науки

642

737

756

975

626

735

1762

Легкая промышленность

405

449

368

450

415

400

350

В итоге мы получаем тотальное и долговременное доминирование экономических и правовых специальностей. Финансистов и юристов в Украине выпускали не только множащиеся, как грибы после дождя, частные вузы, но и государственные институты.

Причины подобной образовательной политики лежали в глубине социальных пертурбаций общества и изменения ценностей. Труд рабочего и инженера стал непрестижным и ущербным. Все хотели сидеть в банках и зарабатывать огромные деньги. И тенденция эта, как видим, актуальна до сегодняшнего дня: теперь в тренде столь модный PR.

Если проанализировать наибольший и наименьший конкурс на бюджетные места по крупнейшим вузам страны в текущем году, картина получается следующей:

Итак, в 2015 году, в разгар кризиса рынка труда, абитуриенты по-прежнему предпочитают экономические и гуманитарные дисциплины в ущерб инженерным и техническим. В Национальном университете строительства и архитектуры – самый маленький конкурс на архитектуру, а в столичном КПИ – самый маленький конкурс на машиностроение. Зато желающих обучаться рекламе и пиару – хоть отбавляй.

Конечно, по абсолютным показателям в отраслевых вузах бюджетных мест больше именно на профильные специальности, но сам факт предпочтений  абитуриентов настораживает. Последствия подобных предпочтений хорошо видны в статистике сайта по поиску работы hh.ua.

Топ-5 профессиональных сфер с самой высокой конкуренцией, соискателей на одну вакансию

Высший менеджмент

17,4

Начало карьеры, студенты

14,7

Юристы

9,9

Бухгалтерия, управленческий учет, финансы предприятия

7,9

Транспорт, логистика

6,3

 

Топ-5 профессиональных сфер с самой низкой конкуренцией, соискателей на одну вакансию

Медицина, фармацевтика

2,3

Информационные технологии, интернет, телеком

2,2

Продажи

2,0

Консультирование

1,6

Страхование

1,1

Как результат подобной политики – учат студентов одному, а работают они, если повезет, совсем в других сферах.

Результаты опроса* «Отвечает ли характер вашей нынешней  работы вашему профессионально-образовательному уровню?», %

Сфера

Да

Нет

Тяжело сказать

Сейчас не работаю

Медицина, фармацевтика

26,8

16,4

7,9

48,7

Информационные технологии, интернет, телеком

28,2

26,7

9,0

35,4

Продажи

28,2

22,8

6,8

42

*Институт социологии НАНУ, выборка 1800 чел.

Минэкономики и Минобразования не видят друг друга

Украинская экономика по факту скатывается в сырьевую парадигму и не требует высококвалифицированных специалистов – они попросту со студенческой скамьи покидают страну или становятся безработными. Какова сегодня структура отечественной экономики? Это сельское хозяйство, металлургия, добыча ресурсов, транзит (транспорт) и стремительно исчезающее машиностроение.

Странно видеть ограниченный государственный заказ на металлургов или, например, специалистов легкой промышленности, учитывая множество швейных цехов, работающих на западные бренды. При этом, судя по сайтам с вакансиями, такого количества юристов и экономистов стране не нужно.

С другой стороны, при сокращении производства, закрытии фабрик и заводов падает спрос и на инженерные специальности. Но важно понимать, что если Украина прекратит обучать инженеров, физиков, биологов, мы потеряем научные школы и преемственность поколений в профессиональной среде.

Сравнивая госзаказ на высшее образование и рабочие специальности, мы видим, что они не кореллируются по экономическим и профессиональным сферам.

В то же время Минэкономики прогнозирует, что в ближайшее время наибольшей будет потребность в самых простых профессиях в сельском хозяйстве, торговле и сфере услуг. Объективным является рост спроса на продавцов и демонстраторов. Наблюдается спрос на рабочие профессии – строителей, специалистов транспортной сферы, добычи полезных ископаемых.

Также министерство надеется на дальнейшее развитие экономики и увеличение спроса на инженерные кадры, профессионалов в сфере физики, математических и технических наук, специалистов IT-сферы. При этом адаптация к стандартам ЕС вызовет дополнительную потребность в работниках металлургической и машиностроительной отраслей.

К сожалению, прогноз чиновников не указывает, какую именно продукцию машиностроения будет покупать у нас Европа.

Смерть госзаказа

Массовый спрос на высшее образование совпал с потребностью руководства государственных вузов сохранить бюджетное финансирование. Учебные заведения государственной формы собственности не имели возможности удовлетворить спрос на обучение всех желающих, что привело к неконтролируемому росту количества частных вузов с прогнозируемым ухудшением качества образования.

Подавляющее предложение новых учебных мест, как в частных, так и государственных вузах, создавалось в «гуманитарной» плоскости – экономика и право. Эти дисциплины не требовали дорогой материальной базы, в отличие от технических специальностей, и пользовались постоянным спросом.

Начиная с 1991 года в Украине резко сократилась рождаемость (с 657 000 детей 1990 года до 377 000 в 2001-м). А в 2008 году окончили школу те, кто родились в 1991-м. И начиная с этого года, в вузах наметился дефицит абитуриентов. С каждым годом количество поступающих падает.

В долгосрочной перспективе наличие высокого процента людей с высшим образованием (пусть и безработных сегодня) является благом для страны. Они переобучаемы, более сознательны, законопослушны, а главное – становятся конкурентным преимуществом государства в международном разделении труда.
Государственный заказ на подготовку конкретных специалистов будет упразднен.

Скорее всего, 2015 год станет последним для него. По словам директора Аналитического центра CEDOS Егора Стадного, отмена финансирования университетов через госзаказ означает, что будет изменен механизм распределения этих же государственных средств.

Высшие учебные заведения будут получать не бюджетные места, а по-разному сконфигурированные блочные гранты. Соответственно, вузы будут самостоятельно решать, куда их направлять.

Нобелевский лауреат Мильтон Фридман в своем эссе «Капитализм и свобода» настаивал на равном доступе к государственному финансированию частных и государственных вузов. Деньги должны идти через субсидирование конкретного студента, и уже он будет определять по своему усмотрению нужное для него учебное заведение.

О целесообразности такого подхода можно спорить, но то, что он привел бы к настоящей конкуренции, повышению уровня образования и, как следствие, к соответствию рынку труда – сомнений не вызывает.

Юрий Шпак

Комментарии - 49

+
+17
uvellir
uvellir
20 августа 2015, 14:23
#
Вот они все прелести государственного управления и плановой экономики… Создавать ненужных специалистов, которые становятся в итоге безработными, ради получения денежек из бюджета…
+
0
Strain
Strain
25 августа 2015, 9:50
#
Безработными становятся бездельники. Бухгалтеров и экономистов как грязи. У нас в универе, когда я учился, конкурс на экономический факультет был 6 человек на 1 место. При этом идя на экономику многие студенты не понимают, что их ждет. Ведь экономика это мат-анализ, расчеты, прогнозы. В итоге из-за того, что школьники не знают всех аспектов своей будущей профессии — они попадают на факультет который для них сложен или, что ещё хуже, не интересен. В итоге мы получаем кучу выпускников экономистов без желания работать по специальности и к тому же без знаний.

Ещё хуже ситуация состоит с программистами. В умы школьников вкладывается, что программист это высокооплачиваемая профессия и обучиться ей может каждый. И если первое утверждение верное, то второе отнюдь. В итоге сейчас все пытаются попасть в университет на программирование. Мой друг (преподаватель в ВУЗе) рассказал, что в 2006 году абитуриенты имели IQ на 30% выше чем абитуриенты 2015 года.
+
0
Qwerty1999
Qwerty1999
25 августа 2015, 12:47
#
«Мой друг (преподаватель в ВУЗе) рассказал, что в 2006 году абитуриенты имели IQ на 30% выше чем абитуриенты 2015 года.»

А почему не добавили, что в этом виноваты исключительно ВУЗы и лично ваш друг, что у абитуриентов IQ стал ниже, чем десять лет назад.
Во времена СССР мест в ВУЗах было только на 10% выпускников школ — вот и попадали лучшие, а сейчас количество мест в ВУЗах (бюджет + контракт) в некоторые годы сопоставимо с количеством выпускников всех украинских школ.
Хотя справедливости ради надо отметить, что многие рабочие профессии стали требовать больших знаний, например наладчики станков ЧПУ — хочешь или нет, а программировать эту железку в школе не научат.
+
+1
Strain
Strain
25 августа 2015, 14:43
#
1. Не могу понять какое отношение преподаватель ВУЗа имеет к знаниям абитуриентов? Думаю вы что то попутали, ведь абитуриент знакомится с преподавателем вуза только после поступления.
2. ВУЗы не виноваты в том, что сейчас на дворника нужно высшее образование. Спрос на вышку диктуют работодатели. И если копать столь глубоко то в итоге виноваты именно работодатели. И хотя на многие профессии достаточно техникума — продолжают упорно требовать диплом ВУЗа.
+
0
Qwerty1999
Qwerty1999
25 августа 2015, 16:04
#
1. Я же написал — ВУЗов развелось столь много, что количество мест почти равно количеству выпускников 11-х классов.
Когда ВУЗов было намного меньше, то и преподавателей требовалось меньше и отбор преподавателей был более профессиональный, чем сейчас, да и отношение к преподаванию было на более высоком уровне, ведь за спиной всегда маячила «запасная скамейка» кандидатов и доцентов.

2. никогда не слышал, чтобы на вакансию грузчика или дворника требовали диплом ВУЗа — вы несколько преувеличиваете. Даже на слесаря ЖЭКа высшее образование не обязательно.
Один раз столкнулся с требованием знания английского для обычной уборщицы, но наверное место, которое она должна была убирать, было не совсем обычным…
+
+1
Strain
Strain
25 августа 2015, 17:01
#
В целом согласен, однако именно из-за спроса на высшее образование ВУЗы и размножились.
По поводу преподавателей — с плохими знаниями абитуриенты приходят со школ. Что в целом говорит о нездоровой школьной программе.

Да я немного преувеличил, однако у меня мама работает на Арселор Миттал в Кривом Роге. Там требуют исключительно высшее образование даже для таких профессий как сварщик. Раньше на этот же завод без проблем брали людей после техникума, однако сейчас тенденция резко изменилась. Честно говоря я никогда не понимал, что можно сварщику изучать 5 лет в университете.
+
+7
Qwerty1999
Qwerty1999
25 августа 2015, 17:12
#
И сколько платят сварщику с университетским дипломом?

ВУЗы размножились не из-за спроса, а из-за желания заработать деньги, а спрос можно и искусственно организовать.
И конечно тут применима старая избитая цитата от Лоуренса Питера — «Кто умеет, делает; кто не умеет, учит других; а кто не умеет и этого, учит учителей»…
+
0
Strain
Strain
26 августа 2015, 9:25
#
Точно не скажу, но на заводе хорошо получают только в горячих цехах и в заводоуправлении.
А как же громкие заявления министров о недостатке квалифицированных работников??? Они разве этим не диктуют спрос?
+
0
Qwerty1999
Qwerty1999
26 августа 2015, 18:27
#
А как министр может диктовать спрос для частных фирм, если они сами публично молчат на эту тему…
Министр может что-то диктовать для госпредприятий, но их раз-два и обчёлся…
+
0
Евгений Попов
Евгений Попов
26 августа 2015, 23:31
#
А зачем тогда в принципе нужны министерства? Управлять госпредприятиями? Так ими управляет руководство предприятия.
+
+1
Strain
Strain
25 августа 2015, 9:51
#
В итоге через 5 лет мы будем иметь ужасный переизбыток неучей программистов.
Я помню как 4 года назад громко, бывший министр, заявлял что в Украине не хватает 30 000 программистов. Однако я хочу вас заверить — все те 30 000 недостающих программистов нужны на специальности которые имеют низкий уровень ЗП либо с программирование связанны очень отдаленно. И я это говорю по личному опыту. Я учился в хорошем вузе. У нас было 40 программистов выпускников. И когда 5 курс закончился знаете сколько работодателей к нам пришло предлогать работу??? 0! Полный 0! Заявилась одна тетка и сказала, что им нужны сварщики. Это было очень смешно учитывая, что мы программисты. К чему я веду? Нужно школьникам рассказывать не мифы, а реалии о их будущей профессии и пока это делаться не будет — ситуация не изменится.
+
0
Qwerty1999
Qwerty1999
25 августа 2015, 13:01
#
«И когда 5 курс закончился знаете сколько работодателей к нам пришло предлогать работу??? 0! Полный 0!»

Значит ваш ВУЗ был явный отстой и его выпускники ни кого не интересуют, а тетка пришла с вопросом о сварщиках, чтобы раньше с работы уйти и скупиться в магазине.
С ведущими ВУЗами страны софтверные фирмы заключают договора, создают на кафедрах профильные лаборатории и студенты не ждут пятого курса, а уже со 2-3 курсов занимаются интересующейся специализацией.
Сотрудники софтверных фирм умеют считать и деньги и время, поэтому они посещают только самые перспективные с их точки зрения, а не все подряд, а для выпускников всегда есть возможность разослать своё резюме в любую интересующую его фирму.
Совковая привычка сидеть и ждать, когда тебя заметят, когда тебя научат, когда тебе предложат работу, когда тебе скажут что и как надо делать давно утратила актуальность…

Как пить пиво, курить и делать детей — так взрослые, а как работу найти, так натуральные дети…
+
+1
Strain
Strain
25 августа 2015, 17:13
#
КНУ (бывший КТУ, КГРИ). Криворожский национальный университет. ВУЗ в свое время был самым престижным горно-рудным институтом в стране. И хотя он сейчас утратил часть былой славы, однако остается достаточно престижным.

«С ведущими ВУЗами страны софтверные фирмы заключают договора». У нас страна большая, а то, что вы рассказываете относится только к Днепропетровску и Киеву.
+
0
Qwerty1999
Qwerty1999
28 августа 2015, 12:49
#
Забыли добавить Львов, Харьков и Одессу.

Но если у вас в профиле указан Днепропетровск и вы его же и упомянули, то наверное знаете о заключении договоров хоть что-нибудь…

Возможно упоминаемый вами ВУЗ и был самым престижным во времена СССР, но всё течёт всё изменяется.
И то, что он из института стал университетом ничего к его престижу не добавило…
+
0
Qwerty1999
Qwerty1999
28 августа 2015, 12:52
#
«был самым престижным»

Пока шахтеры были одними из самых высокооплачиваемых профессий, возможно и был престижным.
Сейчас высокие уровни зарплат у других специальностей вот весь престиж и испарился…
+
0
Евгений Попов
Евгений Попов
26 августа 2015, 23:24
#
Вы путаете грешное с праведным. В плановой экономике того же СССР количество специалистов соответствовало потребностям экономики. А вот в независимой уже Украине Преобразование пошло на поводу не у Плана, а у Спроса. В полном соответствии с законами рынка. В СССР самыми престижными вузами были театральные и международных отношений. Представьте, что было бы, если бы Минобразование увеличивало в соответствии с желанием абитуриентов количество мест в вузах. Представили? Именно это и произошло на Украине. Это как раз не плановая экономика, а полное отсутствие планом в угоду сиюминутной прибыли.
+
0
Qwerty1999
Qwerty1999
28 августа 2015, 12:57
#
Тут нет ни грешного ни праведного и хватит во все дыры сунуть плановость совковой экономики, когда сотни и тысячи предприятий выпускали по плану то, что и даром никому не нужно было.
+
0
Евгений Попов
Евгений Попов
28 августа 2015, 22:25
#
И доказательства есть? Или это из раздела «всем известно»?
+
0
Qwerty1999
Qwerty1999
28 августа 2015, 22:49
#
На память сразу приходят сказки и некоторые сказочные атрибуты, например калоши, которыми были завалены большинство магазинов хозтоваров…
+
0
Qwerty1999
Qwerty1999
28 августа 2015, 22:47
#
«В плановой экономике того же СССР количество специалистов соответствовало потребностям экономики»

Я не припоминаю во времена плановой экономики наличие госзаказа на участников «клуба весёлых и находчивых», в народе — КВН.
Хотя прекрасно помню мои любимые украинские команды:
— парни в белых пиджаках — команда ХАИ — Харьковского авиационного института
— одесские джентльмены — команда одесского государственного университета

Уверен, что ни в одном советском классификаторе профессий и специальностей не было ничего и отдалённо напоминающее КВНщиков, и тем более в перечне специальностей авиационного института либо государственного университета.
+
+15
SergValin
SergValin
21 августа 2015, 14:03
#
Я бы вообще госвузы позакрывал. Высшее образование — это бизнес. Пусть инвестируют, нанимают преподавателей, привлекают студентов. А студенты пусть платят. Наиболее одарённые учатся на целевые гранты.
+
+4
Qwerty1999
Qwerty1999
21 августа 2015, 21:56
#
А как же масса различных льготников на бюджетные места — ведь большинство из них интересует получение корочки, а не реальных знаний.
Или льготному контингенту тоже гранты будем предоставлять.
+
+4
Qwerty1999
Qwerty1999
21 августа 2015, 21:59
#
«Я бы вообще госвузы позакрывал.»

И оставили бы только частные, и даже те, в которые не подано ни одной заявки на обучение?
Ламать, не строить — большого ума не надо…
+
0
SergValin
SergValin
22 августа 2015, 22:09
#
«те, в которые не подано ни одной заявки на обучение»
мгновенно обонкротятся.
+
0
Qwerty1999
Qwerty1999
22 августа 2015, 22:18
#
На удивление существуют и дальше…

ведь у них есть ещё некоторое количество студентов на старших курсах обучения…
+
0
SergValin
SergValin
24 августа 2015, 21:02
#
Чтобы успешно финансировать структуру ВУЗа, «некоторого количества студентов» недостаточно.
не набрал новых (или потерял старых) — извольте обанкротиться. а вы как хотели: рынок или совок?
+
0
Qwerty1999
Qwerty1999
24 августа 2015, 23:50
#
Металлургические комбинаты уже не первый год показывают миллионные убытки, но почему-то не банкротятся до сих пор.
так и тут — наличие убытков не является обязательным путём к банкротству.
+
0
Qwerty1999
Qwerty1999
21 августа 2015, 22:08
#
Абсолютно не понятны претензии автора по госзаказу, например для металлургии.
Почему госсзаказ для обеспечения перспективного функционирования частных предприятий должен формироваться и оплачиваться государством?
Почему Ахметов не финансирует обучение специалистов для работы на его предприятиях самостоятельно?
Юристы и экономисты очень нужны в бюджетной сфере, но там мало платят и не все выпускники готовы идти работать на минимальную зарплату в госсектор…
+
0
Ktdby
Ktdby
22 августа 2015, 16:15
#
У нас на заводе слесарями работают бакалавры «экономики и менеджмента»
+
0
Qwerty1999
Qwerty1999
22 августа 2015, 18:44
#
А это хорошо или плохо…

— хорошо, когда у слесарей есть приличное образование — будут меньше материться и пьянствовать на рабочем месте.
— плохо, когда у слесарей есть приличное образование — они владеют азами экономики и сразу понимают, где мастер и начальник цеха химичат с нарядами, знают трудовое законодательство и на понт их сложнее взять и т.д.…
+
+1
Strain
Strain
25 августа 2015, 15:42
#
Не согласен, если говорить в контексте бюджетных мест. Государство выделило средства на обучение экономиста, а в итоге вместо специалиста-экономиста получили слесаря. Это минус как человеку так и государству.

У меня одногрупница бюджетница с красным дипломом красит ногти и делает макияж. Отличное применение знаний программирования.
Однако, как я писал выше, проблема в том, что когда абитуриент поступает, он за частую не понимает в чем суть его специальности, чем он будет заниматься после выпуска, на сколько обучение окажется сложным. И тут возникает ситуация как с моей одногрупницей. Она поступила, поняла что программирование ей не по зубам. Но деваться некуда. Однако в наших ВУЗах сессию проплатил и отлично.

Если бы в ВУЗах была бы борьба с коррупцией, то «У нас на заводе слесарями работают бакалавры «экономики и менеджмента»» такого бы не было. Почему? Потому что их бы всех выгнали в шею.
+
0
Qwerty1999
Qwerty1999
25 августа 2015, 18:05
#
Вы имеете право не соглашаться сколько душе угодно, но факты упрямая вещь.

«Если бы в ВУЗах была бы борьба с коррупцией»
Только не пишите, что коррупцию в ВУЗах развели исключительно несознательные студенты и абитуриенты, а преподаватели и руководство — белые и пушистые.

«У меня одногрупница бюджетница с красным дипломом»
А вы только представьте, сколько таких девушек и женщин вместо работы по специальности, выходят замуж, беременеют и рожают детей — это же уму не постижимо. Вместо героического трёхлетнего труда на несуществующих госпредприятиях они имеют наглость рожать детей и вообще забыть на несколько лет о любой работе, кроме заботы о подростающем поколении.
Даже если во всех ВУЗах страны отменить бюджетные места для экономистов и юристов, а ввести специальность слесарь-газосварщик, то я уверен, что конкурс на юридические и экономические коммерческие места будет выше, чем на бюджетные слесаря-газосварщика.
Люди имеют право на выбор…
+
+1
Strain
Strain
26 августа 2015, 12:32
#
С коррупцией беда полная. И преподаватели, деканы и другие играют ключевую роль в развитии коррупции. Тут спору нет.

Дело не в беременности и рождении детей. Я акцентировал внимании на другом, а то что человеком для примера стала именно девушка — ну простите, у меня куча друзей парней с такой же историей. И я на этом примере хотел сказать, что человек поступает в ВУЗ, понимает что не тянет, но деваться некуда. И виноват в этом не только ВУЗ из-за того что у него много мест для поступления. Абитуриенту очень трудно оценить сложности учебы в ВУЗе так как школа его к подобному не готовит. Тем более как будущему студенту оценить свои возможности и понять потянет ли он «Програмне забезпечення автоматизованих систем» или «Экономика предприятия».

Не нужно отменять. Нужно значительно увеличить планку поступления.
+
0
Qwerty1999
Qwerty1999
28 августа 2015, 22:55
#
Для поднятия планки нужно реальное сокращение количества мест, в том числе и бюджетных, но ведь кроме конкурса есть и льготники, на которых все эти планки и конкурсы не распространяются — а как с ними быть…

Ведь уже наступали на грабли, когда троечник-льготник поступал на бюджет, а золотой медалист мог только на контракт, все бюджетные места занимали льготники…
+
0
Strain
Strain
7 октября 2015, 16:04
#
Система образования в Украине валится в бездну. Я застал переход из обычной системы на болонскую. Приведу примеры обучения по старой и новой системе.
По старой:
Для получения оценки за полугодие нужно отвечать на уроках. Потом десятки оценок суммируются и получаем среднее значение что приближенной равно стараниям ученика. При этом такая система стимулирует ученика готовиться ко всем занятиям.
По новой:
Для получения оценки нужно сдать 2 тематические аттестации. Промежуточные оценки на итоговый результат не влияют. Основная задача — зазубрить информацию перед аттестацией, а потом можно благополучно забывать.
Возможно сейчас ситуация изменилась, но я в этом сомневаюсь.
+
0
Qwerty1999
Qwerty1999
7 октября 2015, 17:49
#
Не всё так просто и шаблонно, как вы описываете…

Если есть задолженность по лабораторным — к аттестации не допускаются.
Если все лабы на тройку, а аттестация на пятёрку — итоговой пятёрки никогда не бывать.
И так далее и тому подобное, хотя в каждом ВУЗе экспериментируют по-своему…
+
0
vIntell
vIntell
25 августа 2015, 13:48
#
Нормальная схема Бизнес-Наука, когда Высшая/Профессиональная школа «продает» своих выпускников предприятиям, но не за «бабло», а за снижение социального взноса в первый год работы выпускника.
Никакой бизнес не будет наживаться на дообучении нового персонала, а Школа будет получать дотации (гранды) за трудоустройство выпускника, только в первый год трудостройства.
Вроде все довольно: Наука устроила нового спеца, Бизнес получил только нужные кадры, Экономика учит только нужные кадры.
+
0
Stan
Stan
7 октября 2015, 15:53
#
Первым делом нужно СОЗДАВАТЬ РАБОЧИЕ МЕСТА!!!
ЭТО ГЛАВНОЕ!

Почему все возмущаются что экономистов, юристов и программистов очень много? Людей закончивших ВУЗ по техническим специальностям и сейчас без работы не меньше.

У нас что блин каждый месяц строится по новому заводу, чтобы там работали технари или темпы роста производства продукции требуют расширения производства и новых кадров ???

Если выпускник не может себе найти работу по специальности, так что ему мешает получить другую специальность?

РЫНОК должен определять сколько и каких кадров нужно стране. И оставьте в покое ВУЗы.
+
+2
Strain
Strain
7 октября 2015, 15:57
#
Именно безконтрольность ВУЗов создает перенасыщение рынка труда ненужными специалистами. А почему так происходит? Все просто — прибыль. Кого выгоднее учить? Сварщика, который заплатит за обучение 5000 грн в год или программиста/экономиста который заплатит 17 000 в год (говорю про Криворожский ВУЗ). Чем престижнее специальность тем больше за неё нужно платить в год за обучение. А то, что экономистов/бухгалтеров/программистов стало как грязи — всем плевать. Увы их не только много, они ещё и глупые ибо набирают кого не попадя лишь бы получить прибыль.
+
0
Stan
Stan
7 октября 2015, 21:14
#
«Чем престижнее специальность тем больше за неё нужно платить...»

А Вы не задумывались почему престижнее специальность экономиста/программиста?

А может из-за того что потенциальная зарплата у кого то больше? Поэтому вполне объяснимо, что и год обучения стоит дороже.

А почему потенциальная зарплата больше? Потомучто соотношение спроса и предложения соответствует такой разнице в зарплатах разных специальностей.

Изменится ситуация, изменится и цена обучения.
+
0
Strain
Strain
8 октября 2015, 9:45
#
ДА ВЫ ЧТО!
Завод, Кривой Рог, программист, ЗП = 2400 грн, Старший = 3200 грн, Ведущий = 4000 грн.

Завод, Кривой Рог, сварщик (не знаю какой именно старший или какой то другой), ЗП = 3000 грн, Высотный сварщик = 4500 грн.

Говорю не цифры с головы, а я работал на этом заводе программистом. ЗП высокие только в Днепропетровске и Киеве, а в остальных городах зарплата не превышает 8-10 000 грн.
+
0
Qwerty1999
Qwerty1999
8 октября 2015, 11:11
#
Не хочу вас напрягать глупыми вопросами, но какая зарплата у директоров и его заместителей?

А уж о наличии у директора завода в Кривом Роге профильного образования по основному направлению деятельности предприятия я даже спрашивать боюсь…

А никто не задавался аналогичными глупыми вопросами:
— почему месячная зарплата рядовых сотрудников чаще всего меньше дневной зарплаты руководителей предприятий.
— почему месячная зарплата рядовых банковских сотрудников равна часовой оплате труда топ-менеджмента банка.
+
0
Strain
Strain
8 октября 2015, 11:33
#
Могу сказать про начальника IT отдела на том заводе — 11 000 грн.
По поводу последних ваших утверждений — вы не правы в том, что ЗП не должна сильно отличаться.
Например есть определенная иерархия.

Программист
Старший программист
Ведущий программист
Начальник отдела
Директор IT

Вы считаете что Программист должен получать не намного меньше чем Директор IT или начальник отдела? Ведь фактически пропадает стремление развиваться (Ответственность меньше, а ЗП почти не отличается). Тут ключевой вопрос ответственности. И именно за эту ответственность фактически «доплачивают».
+
0
Qwerty1999
Qwerty1999
8 октября 2015, 11:48
#
Если вы владеете устным счётом, то должны понимать отличие месячного заработка от дневного — минимум 22 максимум 30 раз (это смотря как считать — по рабочим или календарным дням).

Возможно Украина такая бедная и потому, что разрыв между минимальным или средним заработком и максимальным превышает сотни раз.

По вашим цифровым данным разница между з/п рядового программиста и начальника ИТ-отдела всего-лишь в ЧЕТЫРЕ раза и это в норме вещей, но я ведь пишу от тридцати и стократных разницах — улавливаете отличия…
+
0
Strain
Strain
8 октября 2015, 12:39
#
Вы привели пример сотен раз. Я привел пример несколько раз. Все зависит от компании. Так как компании частные — право установки ЗП остается за компанией и не может регулироваться государством (кроме минимальной). Простите, если я хочу платить начальнику 100 000, а сотруднику 10 000 — это мое право. Не хотите так работать — уходите в другую компанию.
+
0
Qwerty1999
Qwerty1999
8 октября 2015, 12:50
#
А описываемый вами завод в городе Кривой Рог — неужели частная компания и её собственник с самого нуля построил этот завод?

И конечно Ощадбанк — это тоже исключительно частная компания, как и Нафтогаз — а отношение зарплат как раз и приведено мною для предприятий ГОСУДАРСТВЕННОЙ формы собственности…
+
0
Strain
Strain
8 октября 2015, 12:53
#
Завод не находится в собственности государства. Конечно в государственных структурах не должно быть такого разрыва. Однако сколько их осталось?
+
0
Qwerty1999
Qwerty1999
8 октября 2015, 12:52
#
Strain
«право установки ЗП остается за компанией и не может регулироваться государством»

Тогда предлагаю всем нытикам, стонущим от маленьких зарплат заткнуться раз и навсегда.
+
0
Strain
Strain
8 октября 2015, 12:53
#
Давно пора. Было бы желание — будет и ЗП. Это сугубо мое мнение.
Чтобы оставить комментарий, нужно войти или зарегистрироваться