«Минфин» подготовил перевод колонки ирландского экономиста Дэвида МакУильямса, в которой он предлагает неожиданный выход из греческого кризиса
«Grexit» для гурманов: почему бы Греции не перейти на юань?
Греки должны брать пример с Ирландии – простой, но дельный совет, который поддерживают многие экономисты, и в котором, возможно кроется секрет выхода из тяжелейшего греческого кризиса. Причем этот выход может не только спасти Грецию от затяжной долговой кабалы, но и превратить ее в процветающее государство, способное стать одной из самых развитых стран Европы.
Звучит странно и практически нереально? Но ирландский эксперт-экономист Дэвид МакУильямс считает иначе. Свое мнение он объясняет на примере родной страны – Ирландии.
Но для начала стоит оценить нынешние перспективы Греции: какие варианты выхода из кризиса у нее были изначально, и какие новые испытания предстоит выдержать греческому народу?
Вариантов действительно было не так уж и много. Первый из них – это принятие очередного пакета помощи от европейских кредиторов во главе с Германией. Десятки миллиардов новых кредитов в обмен на реформы, грозящие затянуться на десятилетия. Да, в краткосрочной перспективе это оказало бы благотворное действие на греческую экономику, хоть немного усилив платежеспособность страны. Но что в таком случае произойдет в средне- и долгосрочном периоде?
Представим себе десятки лет практически нулевого роста экономики, любые всплески в развитии которой ничего не дают самим грекам, ведь все свободные ресурсы они вынуждены отдавать на обслуживание колоссального внешнего долга. В стране нет серьезной промышленности – Греция худо-бедно продолжает перебиваться за счет туризма, однако понятно, что в таких условиях ни о каком развитии не может быть и речи.
В результате, для всех сколько-нибудь талантливых и прогрессивных греков на родине не остается никаких перспектив, у них нет другого выхода, кроме как уезжать за границу. В то же время, все ценные активы государства практически за бесценок покупают иностранные инвесторы. И именно они получают все прибыли от даже малейшего намека на экономическое развитие. Они, а не сами греки, фактически владеют страной.
Звучит, не очень обнадеживающе, да. Но какие еще альтернативы такому сценарию есть у Греции?
Отказ от евро и переход на родную драхму для страны означает и вовсе полный и безапелляционный крах. Стремительная девальвация новой национальной валюты, катастрофический рост цен, невероятное увеличение внешнего долга, тотальный коллапс банковской системы – все это только краткий список проблем, которые мгновенно обрушатся на греческую экономику после введения в оборот драхмы.
Но есть еще третья альтернатива, то самое нестандартное решение, вдохновиться на который Греция может, изучив опыт Ирландии.
Ключевое отличие Греции от Ирландии заключается в наличии мультинационального инвестиционного климата, который есть у ирландцев, но которого нет у греков. Ирландия построила свою экономику, используя иностранный капитал, предоставляя инвесторам (преимущественно американцам) возможность работать в максимально мягких налоговых условиях и даже порой непосредственно влиять на налоговое законодательство страны.
Однако речь пойдет не об этом, нас интересует валюта. В 70-х годах прошлого века национальной денежной единицей в Ирландии был ирландский фунт («Irish Pound»), который был жестко привязан к британскому фунту стерлингов. Позднее, после выпуска нового ирландского фунта («Irish Punt») власти страны пошли на совершенно неожиданный шаг, привязав его к германской марке. Это было действительно удивительное решение, так как с Германией у Ирландии были довольно посредственные торговые и финансовые связи и никакого особо серьезного товарооборота (за исключением, разве что, импорта немецких автомобилей в Ирландию) между странами не было.
Еще через 20 лет, Ирландия присоединилась к зоне валюты евро.
Но что все это означает? За каких-то 30 лет страна поменяла фактически четыре разных валюты, но при этом на работе иностранных инвесторов в ирландской экономике это никак не отразилось. Напротив, инвестиции постепенно росли. И реши ирландское правительство перейти на американский доллар, никто этому не возражал бы – для американцев это наоборот сулило серьезные геополитические и экономические перспективы в плане расширения своего влияния вглубь Европы.
Но причем здесь Греция и ее текущие проблемы с кредиторами? Ответ прост: грекам нужно найти государство, которое нуждается в создании своего плацдарма для дальнейшего экономического наступления на европейские рынки. Им нужен инвестор, который может себе позволить многомиллиардные инвестиции. Экономику, которой нужно любой ценой поддерживать собственный экономический рост.
В мире есть одна страна, которая соответствует всем озвученным критериям.
И это Китай.
Так почему бы грекам не отказаться от евро, и не начать использовать в качестве основной валюты китайский юань?
Звучит как полный бред?
Но посмотрим на эту возможность с другой стороны: Греции уже нечего терять, экономика не работает, к власти пришли популисты, госдолг превысил 180% ВВП, а население находистя на грани «нервного срыва» в масштабах всей страны. Инвестировать в обвешанную долгами греческую экономику никто из традиционных западных инвесторов не будет, шансов на то, что Греция выберется из кризиса в ближайшие годы, практически нет. Все новые поколения греков будут вынуждены работать на погашение нынешних долгов. И это ужасно.
С другой стороны есть Китай, у которого полно свободного инвестиционного ресурса, и который нуждается в новых сверхэффективных капиталовложениях. Почему бы таким выгодным для обеих сторон проектом не стать Греции?
Китай будет инвестировать в греческую экономику, начнет развивать там промышленность, в том числе и ее инновационные отрасли. Взамен он получит невероятный плацдарм для наступления европейские рынки, на которых получит несомненное конкурентное преимущество, а значит, сможет дать новый стимул для развития своей экономики, темпы роста которой в последнее время стали неуклонно снижаться.
Единственный, кто серьезно пострадает от создания тандема Китай-Греция – это Германия, чьи товары до сих пор являются практически единственными, кто способен конкурировать на европейском рынке с китайцами.
Но чем это не вариант жестокой мести для Афин, которые всерьез считают Германию своим главным долговым мучителем? Тем более что и в идеологическом плане Греция и Китай имеют много общего, так как греки недавно избрали «марксистское» руководство, а китайское правительство в глазах всего мира было и по-прежнему остается коммунистическим.
Все это, конечно, только гипотезы и предположения. Но, когда государство загоняют в угол, иногда оно может пойти и на совсем уж невероятные действия. Почему Греция же не может поступить таким образом?
Сергей Шевчук
Комментарии - 4