Потребность в деньгах создает дополнительные вызовы для бизнеса. Эти вызовы предполагают определенный механизм их преодоления: нужны деньги – структурируете бизнес – делаете бизнес более защищенным и эффективным – бизнес становится прозрачным – получаете возможность привлечь финансирование. Чтобы найти инвестора, который согласится дать вам денег, нужно как минимум показать ему, что у вашего бизнеса понятная структура, что он эффективен и прозрачен, а также в достаточной мере защищен от разных рисков. Понятному и прозрачному бизнесу банки дают кредит под меньший процент, поскольку считают такой заем безопасным. В свою очередь бизнес, имея более дешевые деньги, получает возможность опередить конкурентов по темпам развития. Таким образом, потребность в деньгах заставляет вас совершенствовать свой бизнес. Давайте рассмотрим этот механизм более детально.
Как потребность в деньгах может сделать ваш бизнес лучше?
Этап 1. Структурирование бизнеса
Если вы хотите привлечь финансирование, особенно на международном инвестиционном рынке, ваш бизнес должен иметь четкую и прозрачную структуру. Понятная структура бизнеса внушает инвесторам доверие, так как предоставляет максимум информации о том, чем занимается ваша компания и насколько прозрачны методы, которыми она это делает. Прозрачная структура бизнеса, например, упрощает процедуру due diligence, облегчая потенциальным инвесторам процесс изучения рисков, с которыми они могут столкнуться, инвестируя в вашу компанию.
Структурирование начинается с полного пакета правильно оформленной документации и четкой структуры собственности компании. Немаловажна также структура менеджмента компании, так как она позволяет оценить вероятность использования компанией теневых методов ведения бизнеса. Инвестор должен четко понимать, кому и на какие цели он дает деньги. Как бы хорошо вы не просили, и какую бы хорошую презентацию не подготовили, инвесторы не дадут вам денег пока не будут уверены, что средства будут использованы по назначению. Структура компании должна быть как крепкий и честный брак, в котором нечего скрывать от жены.
Этап 2. Увеличение эффективности бизнеса
Прозрачная структура бизнеса увеличивает его эффективность, поэтому все расходы, которые компания несет в процессе структурирования, окупаются достаточно быстро. Когда процессы отлажены, а менеджмент и сотрудники эффективно выполняют свою работу, вы можете предложить инвестору не только свой продукт, но и управляемую структуру с прогнозируемым поведением.
Как правило, компаниям, которые предлагают конкурентоспособный продукт/услугу и имеют четкую структуру, гораздо проще привлечь инвестиции, чем потенциально сверхприбыльному стартапу, но без стабильной управленческой команды или четкой организационной структуры. Даже венчурные инвесторы, которые вроде бы должны обращать внимание в первую очередь на идеи, всегда смотрят на то, кто за этими идеями стоит и способны ли они превратить их в бизнес, и что самое главное — поддерживать его функционирование длительное время.
Этап 3. Дополнительные инвестиции
Получив дополнительные инвестиции, вы наконец-то можете направить их на необходимые изменения вашей компании. Вы сделали гораздо больше, чем просто привлекли деньги. Вы смогли трансформировать свою компанию таким образом, что получить кредиты от иностранных инвесторов вам стало гораздо легче, чем многим вашим конкурентам. Структуризация компании выступила не только как средство достижения цели, но и как позитивный «побочный эффект», который помог усилить ее слабые места. Возможно, в процессе приведения компании в привлекательный для инвесторов вид, вы увидите, что у вас достаточно собственных средств для реализации задуманного, а инвестиции можно и вовсе не привлекать, либо же привлечь с целью реализации гораздо более амбициозных задач.
Этап 4. Увеличение конкурентоспособности
Способность привлечь большие средства, чем другие компании дает вам неоспоримое конкурентное преимущество, которое обеспечивает дальнейший рост бизнеса. При этом, чем более прозрачна структура компании, тем «дешевле» вам обойдутся деньги, так как кредитный рейтинг базируется, в том числе, на доверии к компании. Если она стабильна, если структура ее менеджмента прозрачна, то гарантии того, что эти деньги будут возвращены, значительно выше. Конкурентоспособность – это лояльность, как ваших клиентов, так и кредиторов, к тому, что вы делаете, и как вы это делаете.
Вести бизнес при помощи неоднозначных, порой даже непрозрачных методов может быть выгодно в краткосрочной перспективе, однако количество рисков, которые вы создаете, и ненадежность подобной модели управления не позволят вам выйти за рамками «действующей схемы», не говоря уже о привлечении каких-либо инвестиций.
Инвесторы вкладывают в три вещи: в продукт, структуру, и людей, которые этой структурой управляют. Поэтому смотрите на структуризацию бизнеса шире, ведь это не только способ привлечь деньги, но и возможность сделать саму компанию лучше.
Комментарии