Портал «Минфин» начал серию публикаций по итогам прошлого года и о планах на 2015 год. Мы расспросили представителей телеком-рынка, экспертов банковского и страхового сектора, представителей образования, спикеров авторынка и рынка недвижимости, что ждет Украину в каждой из этих отраслей.
Авторынок: итоги прошедшего года и прогнозы на 2015-й
Комментирует Артем Ткаченко, глава правления ВиДи АвтоСити:
2014 год войдет в историю автомобильного рынка Украины как худший год по объемам продаж новых автомобилей начиная с 2002 года. Такого провала продаж не было даже в кризисном 2009 году, который дилеры закончили с результатом 162 тыс. легковых авто. По нашим оценкам, за 12 месяцев 2014 года в Украине будет реализовано немногим более 90 тыс. новых легковых авто, что означает падение в 2,2 раза по отношению к 2013 году. (201 тыс. легковых авто).
В 2014 году главной характеристикой рынка можно назвать нестабильность. По своей сути, автомобильный рынок жестко привязан к курсу гривны, поэтому все курсовые колебания непосредственно сказываются на результатах продаж. Собственно, фактор резких колебаний курса гривны и привел к пиковым продажам в январе-феврале, апреле, августе и декабре.
К сожалению, благосостояние потребителей ухудшалось от месяца к месяцу в течение 2014 года и автомобили постепенно становились предметом роскоши, а не средством передвижения. Поэтому к концу 2014 года даже резкие курсовые колебания оказывали незначительное влияние на объемы продаж – у людей просто закончились деньги и автомобили для большинства украинских граждан стали недоступны. И если в феврале 2014 года было зарегистрировано более 14 тыс. авто, то в осенние месяцы рынок застыл возле отметки 5,5-6,5 тыс. авто в месяц.
Это и есть оценка рынком реальной покупательской способности населения на фоне падения ВВП на -7% и росте курса до 16 грн/доллар. Дальнейшее падение роста гривны будет приводить к очередному сокращению продаж.
Здесь важно отметить, что в гривенном выражении рынок в 2014 г. сократится не так значительно, около -20-25% по отношению к 2013 году, что лишь подтверждает тезис о том, что главной причиной падения авторынка является девальвация гривны.
Оставшиеся -10% рынок недополучил из-за фактического сворачивания кредитного финансирования банками и еще -10-15% вследствие территориальных «потерь» Украины: фактической аннексии Крыма Россией, а также выхода из-под управления Украины крупнейших рынков – Донецкой и Луганской областей.
В текущей ситуации прогнозы на 2015 год строить крайне тяжело. Базовым документом, к которому можно будет «привязаться», станет Госбюджет на 2015 г., в котором будут зафиксированы основные макроэкономические параметры. Если исходить из курса 15,7-17 грн. за доллар и падении ВВП на 4% в 2015 г., нам нужно готовиться к дальнейшему сокращению рынка в 2015 г. до уровня около 80 тыс. легковых авто.
Дальнейшее падение курса гривны при фактическом отсутствии реформ может привести к катастрофическому сценарию для рынка и его обвалу до 60-70 тыс. авто. В то же время обеспечение стабильности украинской валюты, начало реального реформирования экономики и возвращение под юрисдикцию Украины Донецкой и Луганской областей может уже во 2-м полугодии 2015 г. обеспечить незначительный рост рынка и вывести его на объем около 100 тыс. авто по году.
Комментирует Георгий Овсянников, директор департамента маркетинга и экономического анализа ассоциации «Укравтопром»:
Этот тяжелый год начался с очередных изменений правил работы на рынке. И если к плановой либерализации ставок специальных пошлин на импорт легковых автомобилей операторы украинского аторынка готовились заранее, то явно популистское и экономически не обоснованное, решение об отмене экологического налога и акциза на переоборудование автомобилей было сюрпризом, который повлиял на производственные планы отечественных заводов и структуру первичного рынка. Эта ситуация заложила фундамент к формированию тренда по вытеснению продукции украинских заводов с первичного рынка импортной продукцией в т.ч. бывшей в эксплуатации. Наиболее ярко это проявилось в сегменте коммерческих автомобилей, где бэушный импорт нарастил свою рыночную долю с 54% в январе до рекордных 92% в ноябре.
Естественно, что никто из операторов рынка не был готов к тем вызовам, которые появились в результате аннексии Крыма, войны на Донбассе и стремительной девальвации гривны.
Эти события уменьшили потребительскую активность до уровня, который был в начала столетия, но только с той разницей, что в начале двухтысячных она росла, а сейчас демонстрирует негативную динамику во всех сегментах рынка новых автотранспортных средств.
Самый массовый сегмент авторынка – рынок новых легковых автомобилей закончит год с наихудшим показателем за последние 13 лет. В его активе будет порядка 95 тыс. проданных авто.
Анонсированная будущая фискальная политика и высокая степень угрозы возобновления активных боевых действий на востоке страны вряд ли улучшат потребительские настроения украинцев в следующем году. Поэтому, скорее всего, операторам рынка нужно быть готовым к очередному антирекорду продаж и смещать центр тяжести формирования доходов в область сервиса.
Комментирует Анна Самойленко, главный редактор сайта AUTO.RIA.com:
Год 2015 обещает быть не менее напряженным. Озвученные инициативы, которые вознамерился принять Кабмин, еще больше ударят по уже невероятной способности дилеров продавать и уже мало объяснимой возможности украинцев покупать новые автомобили.
Дополнительный сбор на импортные автомобили, увеличение акцизного сбора, введение акциза на грузовые машины и автобусы, дополнительный налог на премиальные автомобили на фоне растущего курса доллара и неопределенного ближайшего будущего каждого украинца (когда покупка автомобиля отходит даже не на второй план) могут парализовать рынок.
Подготовила Кристина Болотова
Комментарии - 2
Если брать во внимание количество ремонтов и сервисных случаев в IT, то реально люди начнут похожим образом ремонтировать старое, вместо того, чтобы покупать новое…