Антимонопольный комитет разослал крупнейшим сетям АЗС обязательные к рассмотрению рекомендации о снижении розничных цен на бензин и дизельное топливо, пишет Капитал.
Заправщики говорят, что бензин будет еще дороже
У комитета возникли вопросы сразу к девяти игрокам — «ЛУКОЙЛ Украина», ОККО, WOG, «Альянс Холдинг», «Параллель», «Укрнафта», «Авиас», «Веста Сервис» и BelOil. В ведомстве намекают на злоупотребление и согласование конкурентного поведения этими компаниями. Это первое громкое дело, инициированное АМКУ после увольнения экс-председателя комитета Василия Цушко.
Ценовой скачок
В феврале-марте топливо на заправках указанных сетей АЗС подорожало почти на 3 грн / л, свидетельствуют ведомственные расчеты.
«В конце января 2014 г. цены на бензин А-95 составляли 10,40‑11,39 грн / л, а по состоянию на 7 апреля — 13,79‑14,39 грн / л», — говорят в пресс-службе АМКУ, уточнив, что компании повышали стоимость бензина и дизельного топлива практически одновременно и в приблизительно одинаковом диапазоне.
Ссылаясь на собственный мониторинг и данные экспертов, в АМКУ пришли к выводу, что розничная цена горючего в этих заправочных сетях более чем на гривну за литр превышает стоимость, которая была бы установлена в условиях жесткой конкуренции.
«Это обеспечивает субъектам хозяйствования дополнительную прибыль в сотни миллионов гривен в месяц», — убеждены в комитете.
Пристальное внимание АМКУ к розничному рынку нефтепродуктов вызвано двумя причинами: весенне-полевыми работами и закупкой топлива для нужд армии. По словам президента Киевского международного энергетического клуба Q-Club Александра Тодийчука, из-за увеличения спроса цены на нефтепродукты в этот период растут традиционно. Но есть и ряд объективных причин, вызвавших удорожание. В АМКУ признают: повод частично пересмотреть цены у компаний был — прежде всего из‑за падения курса гривны по отношению к доллару и евро. С начала года национальная валюта похудела более чем на 40 %.
Валютные факторы
Курсовые перепады стали основной причиной удорожания бензина, подтверждает директор по взаимодействию с органами государственной власти компании WOG Андрей Пасишник. По его словам, порядка 90 % в цене топлива — это его закупочная стоимость и налоги. В связи с тем, что сеть WOG, как и преобладающее большинство ее конкурентов, продает исключительно импортные продукты, их стоимость зависит от стабильности на валютном рынке.
«Последние три месяца мы имеем беспрецедентное повышение курса иностранной валюты вследствие девальвации гривны. Если в январе курс доллара составлял чуть больше 8 UAH / USD, то сегодня он практически достиг отметки в 12 UAH / USD. Это почти в 1,5 раза повысило закупочную стоимость импортируемых нефтепродуктов в гривневом эквиваленте», — объяснил Пасишник, уточнив, что, к примеру, бензин А-95 подорожал у них в сети менее чем на 30 %, хотя его стоимость должна была увеличиться пропорционально росту закупки — в 1,5 раза.
«Если брать за основу текущий курс валют, рост должен составить не менее 4,5‑5 гривен на литре», — добавил представитель WOG.
Что же касается удорожания дизельного топлива, то, помимо фактора девальвации, рост цен в рознице был вызван повышением акцизного налога почти вдвое. С 1 апреля акцизный налог на ввоз дизельного топлива стандарта Евро-4 и Евро-5 был увеличен в два раза — до € 98 за тонну, а это дополнительные 0,65‑0,70 грн / л. «Когда курс гривны вернется к позициям месячной давности, мы прямо пропорционально снизим стоимость», — подчеркнул Пасишник.
В периоды стабилизации курса некоторые сети действительно уменьшали цены. По информации пресс-службы компании SOCAR (Украина), с 11 по 13 марта стоимость нефтепродуктов, импортируемых ими из Беларуси, Польши и Литвы, была снижена на 0,40‑0,50 грн / л. Примерно в это же время был пересмотр и в сети АЗС «Параллель». На ее заправках топливо в среднем дешевело на 0,28 грн/ л.
Еще один фактор, который может привести к пересмотру цен, — снижение стоимости нефти на мировых рынках. С конца января и до начала марта нефть с небольшими скачками преимущественно дорожала, достигая по ходу торгов более $ 111 за баррель. В начале апреля нефть начала стремительно терять в цене после новостей о возобновлении работы двух портов в Ливии. Однако в последние дни сырье снова незначительно, но все же дорожало вследствие напряжения отношений России и Запада из-за событий в Украине.
Ценовой контроль
С начала 2014 г. рекомендации АМКУ к операторам рынка нефтепродуктов стали вторым подобным случаем. В январе Министерство энергетики и угольной промышленности потребовало от компаний WOG, OKKO и Shell снизить розничные цены на топливо до уровня конца декабря прошлого года.
По мнению Минэнергоугля, накануне и в течение новогодних праздников на заправках этих сетей был зафиксирован необоснованный рост стоимости нефтепродуктов. Впрочем, тогда именно АМКУ не поддержал министерские претензии, заявив об отсутствии повода для возбуждения расследования. Хотя время от времени АМКУ инициирует разбирательства в отношении с сетями АЗС. И, как правило, эти тяжбы приходятся на март-апрель — период полевых работ. Два года назад поводом для начала расследования Антимонопольному комитету послужил рост розничных цен в среднем на 20 коп./л, что почти в 15 раз меньше, чем сейчас.
Ростилав Шаправский
Читайте также:
Комментарии