В марте продажи автомобилей в Украине упали в два раза. По данным Autoconsulting, в прошлом месяце усилиями дилеров всей страны было продано 9430 авто. Основные причины обвала рыка — политическая нестабильность и девальвация гривны. За месяц национальная валюта по отношению к доллару подешевела более чем на 35%. Из-за падения гривны вверх поползли цены на автомобили. По подсчетам «Ниссан Мотор Украина», в марте автомобили подорожали на 15-30%.
В текущем году автомобили подорожают на 35-40% — мнение
Как будет развиваться ситуация на автомобильном рынке дальше?
Артем Ткаченко, председатель правления «ВиДи АвтоСити»:
«Можно прогнозировать, что авто поднимутся в цене на 35-40%».
Главные факторы, повлиявшие на продажи автомобилей в I квартале — политическая ситуация в стране и курс гривны. Политика влияла на рынок как до смены власти, так и сейчас. Но основной фактор все же - гривна. В феврале началась активная девальвация национальной валюты. И многие украинцы, планировавшие купить автомобиль весной, поспешили это сделать в последний месяц зимы, пока их сбережения не обесценились. В итоге февральские продажи этого года превзошли показатель 2013-го.
Однако в марте ситуация изменилась. Людей, у которых было достаточно денег, чтобы купить автомобиль, уже практически не осталось. К тому же на складах начали заканчиваться авто, выкупленные у производителя по старому курсу, то есть около 8 гривен за доллар. Дилеры стали предлагать машины по более высоким ценам. К этому добавились проблемы с автокредитованием. Банки либо отказались от подобных программ, либо выдвинули условия кредитования, непривлекательные для клиентов. Кто-то поднял процентные ставки. Другие ужесточили требования к заемщикам. Этим и объясняется обвал продаж в марте.
Насколько подорожают автомобили в будущем, прогнозировать сложно. Все будет зависеть от курса гривны. Если исходить из курса, который установился сейчас, более 11 гривен за доллар (по Нацбанку), то можно прогнозировать, что авто поднимутся в цене на 35-40%.
Естественно, подорожание машин приведет к обвалу продаж. Если в прошлом году в Украине было продано около 210 000 авто, то в 2014 году мы ожидаем, что показатель будет на уровне 130 000 -140 000. Люди очень долго привыкают к новым ценам. Например, после обвала гривны в 2008-м прошло около года, прежде чем автопродажи начали восстанавливаться.
Для того, чтобы изменить ситуацию на автомобильном рынке, необходимо принимать меры на государственном уровне. Пока же руководство страны только закручивает гайки, тем самым усугубляя ситуацию.
Нынешний кризис имеет все шансы превзойти кризис 2008-2009 годов. Уже очевидно, что его переживут не все автомобильные компании. Насколько мне известно, в некоторых городах уже начали закрываться дилерские предприятия.
Ярослав Вовк, директор департамента маркетинга и рекламы «НИКО Менеджмент»:
«Прогноз на 2014 г. — продажи автомобилей упадут на 30%».
Падение автомобильного рынка было неминуемо и связано как с экономическими, так и политическими проблемами страны. Цены на автомобили напрямую связаны с курсом доллара/евро, поэтому падение национальной валюты более чем на 30% соответствующим образом сказалось на гривневой цене автомобилей.
Предпосылками для восстановления автомобильного рынка могут выступить следующие факторы:
1. Стабилизация курса гривны;
2. Либерализация законодательства (в частности, отмена утилизационного сбора);
3. Возобновление автокредитования (на данный момент оно практически отсутствует);
4. Нормализация общественно-политической ситуации в стране;
5. И как бы банально это не звучало — рост экономики и доходов населения.
Понятно, что последний фактор является долгосрочным. А вот все остальные способны в перспективе 2-3 месяцев немного выровнять ситуацию на рынке. С учетом текущей ситуации прогноз рынка на конец года — 140 тыс авто (-30% к предыдущему году).
Алексей Терещенко, директор отделения стратегического планирования «Атлант-М»:
«Автомобили будут дорожать, пока падает курс гривны».
Предварительно ожидаем, что 2014 год окажется примерно на 30% ниже, чем 2013-й. А если не будут приняты меры по остановке обвала валюты, то и еще хуже. Ближайшие месяцы не очень показательны, так как в марте-апреле 2013 года были высокие продажи накануне введения спецпошлины. То есть в марте-апреле и нарастающим итогом за 4 месяца будет очень большое падение. Затем объемы продаж могут стабилизироваться на достаточно низком уровне. Основываясь на опыте 2009 года, это может быть около 10 000 новых автомобилей в месяц. Что касается стоимости автомобилей, то можно предположить, что они будут дорожать до тех пор, пока падает курс гривны. По мере завершения распродажи складских остатков новые автомобили вырастут еще сильнее, так как импортеры не могут и не будут завозить автомобили себе в убыток.
Снижение специальной пошлины и вероятная отмена утилизационного сбора могут немного смягчить ситуацию и уменьшить «импортную» стоимость автомобилей в иностранной валюте.
Для автомобильных компаний первоочередной задачей сейчас является не рост продаж, а минимизация убытков. Если же стоит задача распродать склады и поддержать спрос, то лучший шаг со стороны импортеров — финансовые программы, а также определенная фиксация цен в гривне, чтобы они повышались не в той степени, как курс доллара.
Но надо понимать, что в этом случае курсовые потери ложатся на продавца, который за полученные от продажи автомобиля деньги не сможет ввезти в страну такой же автомобиль.
Владимир Иванов, начальник отдела связей с общественностью «Ниссан Мотор Украина»:
«В ближайшей перспективе рост продаж практически невозможен».
Цены на автомобили в марте двигались вслед за ростом курса доллара/евро. В целом с начала года цены на импортные автомобили выросли на 15-30%, в зависимости от бренда. Сейчас сложно что-то прогнозировать. Но объем рынка в 140 000 проданных в этом году автомобилей сейчас уже смотрится даже оптимистично. Цены на автомобили будут продолжать двигаться вслед за курсом пары доллара/евро.
По нашим оценкам, в ближайшей перспективе рост продаж практически невозможен. Скорее, можно обсуждать минимизацию падения рынка за счет:
1. Сокращения и стабилизации курсовых колебаний;
2. Возобновления доступных кредитных программ;
3. Сокращения налогового бремени на покупку и регистрацию автомобиля.
Ян Птачек, глава правления «Рено Украина»:
«Цена на автомобили будет зависеть от ситуации на рынке».
Изменения цен на автомобили в Украине в течение марта были очень существенными из-за серьезных валютных колебаний. Компания «Рено Украина» поднимала цены значительно меньше уровня девальвации гривны. Таким образом, мы частично компенсируем девальвацию гривны. Если сравнить наши цены в начале марта и в конце, то глобально они остались стабильными.
Мы не комментируем. Это будет зависеть от ситуации на рынке. Конечно, каждый бренд ищет способы для убеждения клиентов выбрать именно автомобиль данного бренда. Мы продолжаем предлагать специальные условия, а также лояльные кредитные программы.
Комментарии - 2