В среду днем, 19 февраля, столичные ритейлеры заметили тенденцию к росту спроса на продукты питания длительного хранения. Своего пика ажиотаж достиг практически через сутки — в середине дня четверга. В крупных продовольственных магазинах в спальных районах, например, в Billa и «Велика кишеня», очереди выстраивались даже на улицу. По наблюдениям ритейлеров, самый активный спрос — на крупы, макароны, сахар, чай — свидетельствует о том, что люди старались делать запасы впрок.
Как паника 20 февраля отразилась на розничной торговле
«Ажиотажный спрос на продукты питания в нашей сети, особенно в киевских магазинах, мы заметили примерно с 11 утра 19 февраля, с тех пор спрос только увеличивался», — рассказала Forbes начальник отдела по связям с общественностью и прессой корпорации «АТБ» Анна Личман.
Она сообщила, что на следующий день — 20 февраля — спрос удвоился.
По данным аналитиков этой торговой сети, товарооборот по киевскому региону 20 февраля был в два раза выше. «Мы сравнили товарооборот до начала паники и во время: 19 февраля спрос был выше на 60%, а 20 февраля — примерно на 100%», — рассказали в корпорации АТБ.
Аналогичную картину заметили все столичные ритейлеры. К четвергу паника достигла и регионов. «В наших магазинах по состоянию на 18.00 20 февраля покупателей было не меньше, чем на Новый год», — рассказал Forbes владелец «Таврия-В» Борис Музалев. Разница, по словам Музалева, была лишь в составе продуктовой корзины. Если на Новый год отлично продается алкоголь и дорогие продукты, то сейчас — товары повседневного спроса. Очереди у прилавков, оказывается, не гарантируют ритейлерам сверхприбыли.
Однако очереди у прилавков, оказывается, не гарантируют ритейлерамсверхприбыли. «Наша рентабельность в среднем составляет порядка 20%, тогда как наценка на крупы и другие товары повседневного спроса не выше 10%, — констатирует Музалев. — Сейчас в разы вырос спрос на бесприбыльные товары, продажи которых обычно дотируются за счет шоколада, спиртного и кофе. Тогда как тут спрос изменился лишь незначительно».
Ритейлеры пока не собираются повышать цены
О том, что цены, в первую очередь на импортные товары, могут в ближайшее время вырасти на 5-20%, говорят еще с начала недели. В первую очередь это связано с девальвацией гривны.
«Мы получаем много сообщений от импортеров о необходимости повышения отпускных цен, — подтверждает Борис Музалев. — Но мы стараемся импортеров успокоить, уговорить подождать с повышением».
По словам бизнесмена, для него не так страшно потерять неделю в прибыли, гораздо хуже прослыть спекулянтом.
«На сегодняшний день мы работаем на тех запасах товаров, которые были закуплены при стабильной стоимости валюты, потому пока подорожания товаров нет, — уверяет от имени корпорации «АТБ» Анна Личман. — Но в связи с существенными колебаниями курса мы не можем исключать такой возможности».
Вчера к вечеру многие розничные сети успели опровергнуть слух о том, что в стране из-за напряженной политической ситуации вскоре может закончиться продовольствие. Более того, ритейлеры уверяют: недостатка продуктов не будет, даже несмотря на нынешний аномальный спрос. «У всех крупных супермаркетов есть распределительные центры, склады, где хранятся продукты, и откуда они отправляются в супермаркеты. Сейчас эти склады заполнены, и доставить товар оттуда не представляет никакой сложности», — прояснила Елена Разумова, представитель ПАО «Ритейл-групп» (куда входят «Велика кишеня», «Велмарт», ТК «Альта-центр» и «Экватор»).
Она отметила, что теоретически, проблемы могут быть только со скоропортящимися продуктами, такими как молоко или хлеб, однако в половине крупных супермаркетов есть свои пекарни, которые работают в обычном режиме.
А в корпорации «АТБ» также рассказали, что постоянно корректируют поставки и логистику, чтобы оперативно реагировать на сложившуюся в стране ситуацию. Однако, по мнению представителей компании, ситуация значительно упростилась бы, если бы транспортные средства розничных предприятий в городе пропускали без очереди.
Мария Рыдван
Комментарии - 1
не соответствует реальной действительности…