Минфин - Курсы валют Украины

Установить
7 февраля 2014, 8:40 Читати українською

Беларусь ввела утилизационный сбор для автомобилей

Власти Белоруссии решили ввести утилизационный сбор на автомобили, аналогичный тому, который существует в России с осени 2012 года. Но платить его будут только импортеры. Белоруссия сделала это в ответ на распространение Россией уплаты сбора на всех участников рынка, в том числе на белорусский МАЗ. Впрочем, российские автозаводы от нового сбора почти не пострадают — их экспорт в Белоруссию чрезвычайно невелик, пишет Коммерсант-Украина в статье "За МАЗ ответят".

Белоруссия ввела утильсбор на автомобили.
Фото с сайта obozrevatel.com

Вчера президент Белоруссии Александр Лукашенко подписал указ, предусматривающий введение утильсбора на автомобили. Плательщиками сбора будут физические и юридические лица, которые произвели и реализовали автотранспорт в Белоруссии, осуществили таможенное декларирование или ввезли его с территории стран Таможенного союза (ТС). Белорусские автозаводы могут быть освобождены от уплаты, если возьмут на себя обязательства по дальнейшей утилизации транспорта. Ставки утильсбора и дату начала его взимания правительство опубликует до 1 марта. В декабре 2013 года ряд белорусских СМИ уже опубликовал проект указа белорусского президента, согласно которому утильсбор в республике будет полностью соответствовать российскому. 

Источники на авторынке говорят, что Белоруссия ввела утильсбор в ответ на распространение с этого года аналогичной меры в России на всех автопроизводителей под давлением ВТО. До этого сбор, введенный в РФ с сентября 2012 года и фактически компенсирующий снижение пошлин после вступления в ВТО, платили только импортеры. Российские автозаводы, а также белорусский МАЗ (как производитель страны ТС), были освобождены от него под гарантии утилизации автомобилей. Теперь МАЗу придется платить сбор, «что будет достаточно болезненно для него» — продажи завода в России и так падали весь 2013 год. По данным КамАЗа, по итогам 2013 года доля МАЗа на российском рынке снизилась с 13% до 9%. 

Собеседники считают, что Белоруссия решила ввести сбор, поскольку, «с одной стороны, это дополнительная статья пополнения бюджета», с другой — «ставит российские автозаводы в равные условия с белорусскими». Они отмечают, что Минск планирует компенсировать своим автопроизводителям уплату сбора в России за счет субсидий, и средства на это может принести как раз собственный утильсбор. Но, по словам собеседников, российские автозаводы сейчас ведут переговоры с Минском о том, чтобы также не платить сбор в обмен на гарантии утилизации. 

Впрочем, доля экспорта российских автозаводов в Белоруссию очень мала. На КамАЗе говорят, что экспорт «исчисляется десятками штук в год». На АвтоВАЗе тоже уверяют, что «в связи с незначительными объемами продаж в Белоруссии влияние сбора будет минимальным». В группе ГАЗ сообщили, что на Белоруссию приходится около 15% экспорта «Газелей» (всего экспорт — около 16 тыс. в год). Владимир Беспалов из «ВТБ Капитала» отмечает, что авторынок Белоруссии «в целом невелик». По его данным, в 2013 году в Белоруссии было продано 26 тыс. новых автомобилей, около 5 тыс. LCV и 9 тыс. грузовиков (с учетом подержанных). 

Незначительны поставки автомобилей в Белоруссию и из Украины. По данным Госстата, в январе-ноябре прошлого года в страну было экспортировано 273 легковых автомобиля на сумму $2,23 млн. Автобусы и микроавтобусы не поставлялись. 

Роман Кондратьев, Егор Попов

Комментарии

Чтобы оставить комментарий, нужно войти или зарегистрироваться