Прошлый год был достаточно стабильным для наружной рекламы в Украине. Операторы незначительно нарастили объемы плоскостей, при этом уровень общих бюджетов остался практически таким же, как и в 2012 году, когда рекламодателям значительно помогли парламентские выборы и Евро-2012. В этом году, по мнению участников рынка, ситуация будет стабильной, однако в течение ближайших нескольких лет возможен ряд изменений в отрасли, пишет Коммерсант-Украина в статье «Пришли со щитом».
Рынок наружной рекламы сохранил доходы на уровне прошлого года
Несмотря на то что в прошедшем году операторы наружной рекламы продолжали наращивать объемы площадей (в 2013 году в Украине появилось около 3 тыс. новых рекламных плоскостей), заработать больше они не смогли. Бюджеты операторов наружной рекламы (рассчитанные по прайсовым ценам) остались на уровне 2012 года — 1,46 млрд грн.
Глава координационного совета Ассоциации наружной рекламы Артем Биденко отмечает, что реальный рост рынка составил не более 10%: «Экономика Украины находится в состоянии кризиса, что приводит к незначительному росту рынка. При нынешних макроэкономических показателях в стране даже 2-3% роста рынка — уже неплохо. Рынок хоть и медленно, но развивается даже в этих условиях, и это видно по статистике». «В 2012 году на размещение наружной рекламы значительно повлияло проведение Евро-2012 и парламентских выборов. Тот факт, что в 2013 году удалось сохранить те же показатели, является достижением»,— говорит директор агентства наружной рекламы Master Ad Андрей Никитич.
«Прошлый год был без политических рекламных заказов, а значит — показательным в разрезе чистых рекламных тенденций»,— подтверждает генеральный директор группы «РТМ-Украина» Олег Невельчук.
«В 2013 году на рынке присутствовал стабильный спрос — средняя заполняемость сетей в 2013 году находилась в пределах 75%»,— добавляет директор компании BigBoard Юрий Чаруха.
По мнению господина Никитича, для улучшения спроса на рынке и привлечения новых рекламодателей необходимо на административном уровне сократить парк рекламных конструкций не менее чем в два раза, а также улучшить сервис операторов наружной рекламы. «Решить эти вопросы будет возможно в течение двух—максимум трех лет»,— добавляет он.
Олег Невельчук считает, что в этом году цены на размещение наружной рекламы поднимутся не более чем на 10%, в пределах уровня инфляции. Руководитель сейлз-хауса «Прайм групп» Наталья Резник Де Пирро отмечает, что рост стоимости наружной рекламы в Киеве на уровне 7-8% позволит избежать дотаций инвентаря за счет других городов Украины.
Сергей Смоляр при этом добавляет: «Операторы задекларировали рост цен в 2014 году на 10%, однако на реальном рынке цены повысятся только примерно на 5%».
В целом участники рынка строят положительные прогнозы на 2014 год. По словам господина Чарухи, наиболее значимыми факторами в 2014 году будут реформирование рекламного законодательства, приближающиеся выборы, а также дальнейшее углубление стандартизации и структурирования отрасли. «В случае поступления на рынок предвыборных бюджетов максимальный рост, которого мы можем ожидать в текущем году, составит 8-9%,— говорит он.— В целом же мы прогнозируем сохранение объемов на уровне 2013 года».
Комментарии