Один из крупнейших в Европе розничных продавцов стройматериалов — немецкая OBI — уходит с рынка Украины. Во всех трех магазинах сети товары будут распроданы до конца февраля, после чего они будут закрыты. Сейчас в Украине в данном сегменте работают три зарубежные сети, но ни одна из них так и не стала заметным игроком на рынке, пишет Коммерсант-Украина в статье "Бизнес не строится".
Сеть OBI покидает украинский рынок
Эксперты объясняют это отсутствием достаточного количества свободных торговых площадей и тем, что украинские конкуренты OBI лучше знают особенности местного рынка. О решении немецкой сети строительных гипермаркетов OBI уйти из Украины рассказал высокопоставленный источник на розничном рынке строительных материалов.
«По нашей информации, в начале недели в украинский офис OBI приезжало руководство, отвечающее за развитие сети в Европе. Они сообщили о решении прекратить развитие компании в Украине. В связи с этим до конца февраля товары должны быть распроданы, а магазины закрыты»,— говорит собеседник.
Эту информациюна правах анонимности подтвердил представитель торгового центра, в котором OBI арендует площади. В головном офисе OBI на запрос не ответили.
Сейчас в Украине работает три гипермаркета OBI (торговая площадь каждого составляет 11 тыс. кв. м) — в Харькове (возле ТРЦ «Dафи»), Мариуполе (ТРЦ «Амстор») и Одессе (ТРЦ Riviera). В «ОБИ Украина» от комментариев отказались.
Для выхода на рынок Украины OBI потратила несколько лет. В 2005 году в компании заявили о решении развиваться в стране, а первый магазин начал работу в 2008 году в Харькове. Такой длительный срок объясняется стратегией ритейлера, которая предполагала развитие сети с помощью стратегических альянсов с локальными девелоперскими компаниями, найти которые было непросто. В 2007 году OBI договорилась со строительной компанией «Daфи» о размещении магазина в их ТРЦ в Харькове, помимо этого велись переговоры об объектах в Одессе и Запорожье. В 2008 году партнером сети стал совладелец ПриватБанка Геннадий Боголюбов, для чего стороны на паритетных началах создали СП ООО «ОБИ Украина франчайзинговый центр». В планах немецкого ритейлера было открыть до 20 гипермаркетов средней площадью 10 тыс. кв. м в ближайшие пять лет.
Зарубежным игрокам сложно работать в условиях украинского рынка, говорят эксперты.
«Из присутствующих в стране иностранных сетей ни одна так и не стала заметным игроком на рынке»,— говорит эксперт профильного издания RetaiNet Александр Ланецкий.
В Украине, помимо OBI, работают сети Leroy Merlin (два гипермаркета) и Praktiker (четыре). Следует отметить, что последняя в июне этого года заявила о желании закрыть свои магазины в Украине. В Leroy Merlin уходить с украинского рынка пока не планируют.
Есть две главные причины, по которым иностранные компании уходят с рынка, отмечают эксперты. Для того чтобы успешно конкурировать с украинскими сетями, необходимо иметь много магазинов, объясняли ранее в головном офисе Praktiker. Однако мало кто из девелоперов готов взять на себя риски строительства объекта за свои деньги под сдачу в долгосрочную аренду розничным операторам, говорит глава инвестбанковского департамента Сбербанка России Алексей Ращупкин.
«А самостоятельное развитие предполагает большие финансовые затраты на строительство и покупку земли»,— поясняет эксперт. Другая причина — конкуренция со стороны отечественной сети «Эпицентр».
«В сети „Эпицентр“ понимают реалии украинского рынка, им легче решать вопросы, связанные с развитием. Помимо этого, за счет больших оборотов они могут получать более выгодные цены от поставщиков, что существенно улучшает маржинальность бизнеса»,— говорит господин Ращупкин.
Комментарии