Саммит Восточного партнерства в Вильнюсе завершился провалом — соглашение об ассоциации (СА) между Евросоюзом и Украиной осталось неподписанным. При этом собеседники исключают возможность того, что это может быть сделано при президенте Викторе Януковиче. Европейские лидеры дали достаточно сигналов, подтверждающих, что взаимоотношения с Киевом перешли в стадию кризиса. Как выяснил, Европу возмутила несогласованность действий украинской власти. В четверг первый вице-премьер Сергей Арбузов согласовал с Евросоюзом меморандум с гарантиями подписания СА в 2014 году, но спустя несколько часов президент отказался от этого документа, пишет Коммерсант-Украина в статье «Оглушительное молчание».
Виктор Янукович не нашел общего языка с Вильнюсом
В том, что саммит Восточного партнерства (ВП) станет непростым этапом во взаимоотношениях Украины и ЕС, сомнений не было — об этом свидетельствовали и принятое ранее решение правительства об отказе от подготовки к подписанию соглашения об ассоциации, и жесткие заявления европейских политиков в Вильнюсе перед началом встречи на высшем уровне. Тем не менее у лидеров ЕС еще оставалась надежда на успех.
Представители Еврокомиссии признавались, что надеются на выход из кризиса во взаимоотношениях с украинской властью. ЕС был готов предоставить стране финансовую помощь, чтобы подписать СА на саммите Украина—ЕС, запланированном на конец февраля—начало марта. О том, что компромисс может быть найден до этой даты, говорили и украинские политики. Но события пятницы показали, что стороны не только не договорились — напротив, их отношения ухудшились настолько, что хозяин саммита президент Литвы Даля Грибускайте решилась на дипломатический демарш.
Незадолго до полуночи пресс-служба президента Литвы опубликовала запись фрагментов беседы Виктора Януковича с европейскими лидерами перед рабочим ужином, который состоялся вечером 28 ноября. На видео, снятом личным оператором президента Литвы, господин Янукович объяснял канцлеру Германии Ангеле Меркель, президенту Еврокомиссии Жозе Мануэлу Баррозу и Дале Грибаускайте, что не может подписать СА из-за давления России. Cледует отметить, что ужин глав государств был закрытым мероприятием, прессу на него не допускали, и участники встречи, в том числе господин Янукович, рассчитывали на конфиденциальность беседы. Однако литовский лидер сочла возможным нарушить это правило.
В пятницу утром Виктора Януковича ожидали новые демарши. На церемонии подписания документов президенту Украины выделили крайнее левое место во втором ряду, что явно не соответствовало рангу украинского гостя. Даже министр иностранных дел Белоруссии, которую в ЕС называют «последней диктатурой Европы», оказался ближе к центру зала.
Такую дипломатическую пощечину украинская власть получала лишь однажды — на саммите НАТО в Праге в 2002 году — в разгар политического кризиса, вызванного убийством журналиста Георгия Гонгадзе. Тогда Киев де-факто находился в международной изоляции. Как известно, на пражском саммите президентов рассадили в алфавитном порядке в соответствии с наименованиями государств на французском языке, чтобы президент США и премьер Великобритании не оказались за столом рядом с тогдашним украинским президентом Леонидом Кучмой.
Не только Даля Грибаускайте была настроена критически по отношению к украинскому гостю. Пленарному заседанию саммита предшествовала пауза для неформального общения глав государств. Лидеры европейских стран беседовали с президентами Грузии и Азербайджана, с премьером Молдавии и друг с другом, в то время как Виктора Януковича они обошли вниманием.
Перед началом заседания саммита с Виктором Януковичем все же побеседовал президент Европарламента Мартин Шульц; ему также пожал руку британский премьер Дэвид Кэмерон, чье место за столом оказалось рядом с украинским лидером. Тем не менее нежелание лидеров ЕС общаться с президентом Украины было очевидным.
Источники в Кабмине и европейских структурах помогли восстановить ход событий, предшествовавших провалу саммита. У руководителей ЕС до вечера четверга действительно сохранялась надежда на то, что компромисс с Украиной будет найден. Рассматривался даже вариант подписания СА в Вильнюсе, хотя наиболее реальной считалась отсрочка до саммита Украина—ЕС 2014 года.
Страны—члены Евросоюза, не афишируя этого, согласовали решение о готовности подписать соглашение с Украиной даже без освобождения Юлии Тимошенко, рассказали высокопоставленные источники в Еврокомиссии (ЕК) и руководстве одного из европейских государств.
«Это настолько важно для Польши и Литвы, что мы все-таки согласились, хотя до последнего были против»,— пояснил один из собеседников. Помимо этого, президенты Еврокомиссии и Европейского союза Жозе Мануэл Баррозу и Херман ван Ромпей на встрече с Виктором Януковичем объяснили ему, каким они видят механизм финансовой поддержки Киева.
Для переговоров с Еврокомиссией из Киева в Вильнюс прибыл первый вице-премьер Сергей Арбузов. Он сообщил представителям ЕС, что получил от президента Виктора Януковича мандат на переговоры об условиях подписания СА. Господин Арбузов привез проект меморандума о взаимопонимании между Киевом и Брюсселем, предложив принять и обнародовать его по итогам саммита. По не подтвержденной официально информации, в переговорах были задействованы комиссары Штефан Фюле и Карл де Гухт, курирующие политику соседства и внешнюю торговлю ЕС соответственно.
Необходимо отметить, что представители Еврокомиссии, которые вели переговоры с Сергеем Арбузовым, превысили свои полномочия — меморандум, предложенный Киевом, не был согласован со странами ЕС. Но европейские чиновники пошли на риск — по итогам консультаций с ними первый вице-премьер внес в текст ряд поправок. В распоряжении имеется копия согласованного документа, его аутентичность подтверждена двумя не зависящими друг от друга источниками.
Документ короткий и занимает одну страницу печатного текста. Он предполагает создание двусторонней рабочей группы (РГ), которая должна наработать механизмы помощи Украине в случае подписания ею СА. Перед РГ поставлены три задачи: сформировать «дорожную карту» имплементации Украиной положений СА; создать двусторонний консультационный механизм, который будет оценивать экономический ущерб от введения СА в действие; разработать механизм, который упросит получение Украиной кредита МВФ, при этом ЕС допустил выделение Киеву дополнительной макрофинансовой помощи.
Ключевое условие Брюсселя, введенное в текст по требованию ЕК,— в рамках РГ не должно создаваться трехсторонних постоянно действующих консультационных механизмов с участием Российской Федерации. В то же время Брюссель согласился проводить консультации «с участием третьих сторон, включая РФ» на нерегулярной основе, при необходимости.
Схема выхода из кризиса, которая минимизировала бы потери Украины от подписания СА, была готова к началу саммита и согласована с Сергеем Арбузовым, но затем произошло то, чего представители ЕС никак не могли ожидать. Виктор Янукович, который ранее якобы уполномочил господина Арбузова на переговоры с ЕС, по приезду в Вильнюс отказался авторизировать совместный меморандум. Президент, в частности, потребовал, чтобы в рабочую группу вошли представители Российской Федерации, хотя Брюссель неоднократно заявлял, что считает это недопустимым.
Очередной отказ Киева от достигнутого компромисса европейцы восприняли крайне болезненно. В пятницу два источника в ЕК и в руководстве одного из крупных европейских государств заявили, что не верят в возможность подписания СА до тех пор, пока в Украине не сменится президент.
Комментарии