Подготовка к заключению соглашения об ассоциации Украины с Евросоюзом ухудшила и без того непростые торгово-экономические отношения Киева и Москвы. Таможенный союз грозит Украине санкциями, и даже если ее евроинтеграция затормозится, отношения Украины и России в полном объеме не восстановятся. Инструменты Всемирной торговой организации не смогут уберечь украинскую продукцию от роста пошлин и снижения уровня кооперации. Чтобы минимизировать риски, украинской экономике необходима модернизация производства, которая, по мнению экспертов, невозможна в условиях плохого инвестиционного климата, пишет Коммерсант-Украина в статьек «Все только начинается».
Отношения между Украиной и ТС изменятся вне зависимости от подписания соглашения с Евросоюзом
Глобальный пересмотр
Через десять дней в ходе саммита Восточного партнерства в Вильнюсе станет известно, подпишет ли Украина соглашение об ассоциации (СА) с ЕС, или же экономическая интеграция будет отложена как минимум на два года. Однако вне зависимости от этого отношения Украины с крупнейшим торговым партнером — Россией — изменятся.
В случае подписания Украиной СА с ЕС, страны Таможенного союза (ТС) обещают применить к Киеву санкции в виде отказа от режима зоны свободной торговли. Россия, Белоруссия и Казахстан смогут поднять пошлины с нулевой отметки до уровня ставки для стран—членов Всемирной торговой ассоциации (ВТО). 24 октября Евразийская экономическая комиссия решением N41 наделила себя правом в одностороннем порядке пересматривать размеры пошлины в соответствии с дополнением N6 к соглашению о зоне свободной торговли (ЗСТ) стран СНГ.
Каждая из стран ТС сможет повысить пошлины в случае роста импорта из Украины в объеме, который наносит ущерб или угрожает нанесением ущерба их промышленности. «Члены ТС имеют право вносить новые исключения в режим свободной торговли в одностороннем порядке, без консультаций с Украиной»,— заявил советник президента РФ Сергей Глазьев. Впрочем, по его словам, еще нет списка товаров, экспорт которых может быть затруднен.
Санкции РФ уже ощутила трубная промышленность, которой не продлили квоты на вторую половину 2013 года. Проблемы создаст и изменение технических условий для трубной продукции.
«Основная статья украинского экспорта металлургии — плоский и длинный прокат — имеет в ТС нулевые ставки, поэтому производители не заметят изменений. Незначителен будет эффект у производителей руды и угля — объемы их экспорта в ТС минимальны»,— отметил аналитик ИК Eavex Capital Иван Дзвинка.
Критичной ситуация будет в машиностроении, очень сильно зависимой от российского рынка, в частности у производителей вагонов и локомотивов. В пищевом секторе проблемы возможны у молочников.
«Действующая в России ставка в 20% с постепенным снижением до 15% станет серьезным барьером для украинских производителей. Меньшие опасности грозят мясной отрасли, еще меньшие — поставщикам овощей. Кондитерская и алкогольная отрасли с наименьшими потерями переживут пересмотр таможенных пошлин»,— пояснил генеральный директор ассоциации «Украинский клуб аграрного бизнеса» Владимир Лапа.
Впрочем, даже если страны ТС не станут повышать пошлины или проведут точечное повышение, статус-кво в торговле с ТС не сохранится, считают в Евразийском банке развития (ЕАБР). По их расчетам, даже в случае сохранения нынешнего режима ЗСТ без изменений, ежегодные темпы торможения украинской экономики составят около 0,92-1,38 п.п. Для сравнения: полное поднятие всех таможенных ставок ТС для украинского экспорта замедлит рост ВВП Украины на 1,13-1,56 п.п. Снижение экономики Украины, по мнению экспертов ЕАБР, вызовет прекращение кооперации в военной промышленности, авиа- и судостроении.
Еще один возможный инструмент давления — нетарифные ограничения. Его эффективность РФ уже опробовала на примере запрета ввоза продукции концерна Roshen. Аналогичные запреты заметнее всего отразятся на украинских компаниях, существенная доля продукции которых поставляется в ТС. По оценке Института экономики и прогнозирования НАН Украины, в зоне риска находятся мясная и молочная отрасли, производство алкогольной и безалкогольной продукции, есть риски уменьшения квот на поставку металлопродукции — как полуфабрикатов, так и готового проката. В целом ущерб украинских производителей от таких действий оценивается украинскими экономистами на уровне $440 млн.
Канцлер ФРГ Ангела Меркель вчера заявила, что ЕС поможет Украине справиться с этим экономическим шоком: «Мы можем предложить нашим партнерам (Украине) дополнительно продавать у нас товары, которые они не смогут экспортировать в Россию, или помочь в расширении поставок энергоносителей».
На старые рельсы
Если же в Вильнюсе будет продемонстрирован отказ Украины от европейского вектора развития, Киев как минимум сохранит нынешний режим свободной торговли со странами ТС, перечень изъятий из которого будет сокращаться. Кредиты от РФ могли бы компенсировать отсутствие финансирования МВФ и ЕС, однако до сих пор российское руководство даже не заявляло о такой возможности.
Тем не менее сохранение статус-кво не гарантирует возобновления роста украинского экспорта. Сокращение украинского экспорта в страны СНГ началось еще в 2012 году — на 3,3%, когда СА Украины с ЕС еще не стояло в повестке дня. По итогам восьми месяцев 2013 года темпы падения ускорились до 11,4%. И эксперты не исключают новых торговых конфликтов РФ с Украиной.
«Стратегическая цель России остается неизменной — полная интеграция Украины в ТС. В связи с этим отказ Украины от соглашения с ЕС будет рассматриваться как успешность политики торгового давления и признак слабости украинских властей»,— считает директор экономических программ Центра им. Разумкова Василий Юрчишин.
Вероятность повторения торговых санкций обеспечивает постоянное декларирование украинской властью европейского вектора как безальтернативного даже в случае провала саммита в Вильнюсе.
«Если подписание соглашения не состоится сейчас, то через какое-то время будет новый Вильнюс. Вопрос лишь в том, сколько времени уйдет на это ожидание»,— уверен руководитель аналитического департамента SP Advisors Виталий Ваврищук.
Обезопасить Украину от новых торговых войн может лишь полная интеграция страны в ТС, однако этот вариант воспринимается украинской властью и экономистами как нежелательный. Согласно исследованию Киевской школы экономики, интеграция в ТС ускорит темпы роста украинского экспорта, но этот эффект будет гораздо ниже, чем при создании ЗСТ с Евросоюзом. Кроме того, позитивный эффект от полной интеграции в ТС будет наблюдаться лишь первые 4-5 лет, в то время как европейская интеграция обеспечит более долгосрочный позитивный эффект.
Принуждение к эволюции
В ситуации, когда ухудшение условий экспорта в страны ТС будет неизбежно в обоих самых вероятных прогнозах, основной задачей украинской экономики становится минимизация негативных последствий. Предприниматели оценивали время на модернизацию в «еще один год», впрочем, не уточнив, что будет сделано за это время. По оценке Института экономики и прогнозирования НАН Украины, одним из основных выводов «сырной войны» 2012 года стала уязвимость качества украинской продукции. Согласно их отчету, в белорусских сырах используется молочное сырье, на 80% поступающее от товарных молочных ферм, тогда как в производстве украинской продукции доля такого сырья составляет 50%. Это дает белорусским производителям сыров конкурентные преимущества в соблюдении требований безопасности и качества продукции.
Подписание соглашения об ассоциации с ЕС и модернизация промышленности должны усилить конкурентоспособность продукции из Украины на рынках ТС. Однако у предприятий нет доступа к дешевому финансированию. Президент Виктор Янукович заявил о потребности в инвестициях в $100-500 млрд. И хотя такие заявления являются элементом торга с ЕС, потенциальные выгоды от ассоциации с ЕС будет невозможно получить без притока инвестиций. Пока Украина за три квартала текущего года получила инвестиций лишь $3,7 млрд, а с учетом оттока инвестиций — $2,1 млрд. При этом большая часть денег поступила с Кипра и Виргинских островов.
Вложить деньги в модернизацию инвесторы рискнули бы в стране с хорошим бизнес-климатом, которым Украина не может похвастаться, в частности из-за проблем с коррупцией, сложного налогового законодательства, значительной теневой экономики. Даже после резкого роста в рейтинге легкости ведения бизнеса Doing Business на 25 позиций Украина остается европейским аутсайдером, занимая 112-е место. «Теоретически подписание ассоциации с ЕС, а главное — выполнение всех необходимых условий, способно увеличить инвестиционную привлекательность Украины. Однако для массового притока иностранного капитала, необходимого для масштабной модернизации украинской экономики, этих мер явно недостаточно»,— констатирует господин Юрчишин. Без улучшения регуляторной среды возможности украинского бизнеса привлечь инвестиции ограничены, а низкий суверенный рейтинг делает недоступными и внешние кредиты.
Комментарии - 24
Освежите свою память: minfin.com.ua/blogs/VictorS/41943/
Виктор, никто никого уже не понукает. И я думаю, не понукал никогда. Сейчас просто происходит плавный переход на совершенно новый для Украины формат отношений — бизнес-партнерский, или ты мне, а я тебе. А брачные отношения остались, по-ходу, в прошлом. Что для евроневесты на выданье совершенно естественный процесс.
А по поводу ТС и якобы принуждения Украины к нему. Вступление Украины в ТС физически невозможно по целому ряду причин. Крошечное окно возможности для вступления украины в ТС закрылось еще в далеком 2010. Путин не мог этого не понимать. Чем же тогда занимался Путин и куда деть все его заявления? Политическим троллингом. А Янукович купился на это и проиграл, оставшись у разбитого корыта. Что надо сказать совершенно закономерный итог.
Я просто констатирую факт, что это(вступление Украины в ТС) уже физически невозможно на данный момент. Ни для Украины, ни для России. Как бы этого не хотелось сторонам и третьим лицам.