Авиаперевозчики могут столкнуться с необходимостью снизить свои заработки и повысить стоимость авиабилетов из-за ужесточения мер по обеспечению экологической безопасности в ЕС. Это произойдет в том случае, если в Европе утвердят новую методику квотирования выбросов авиаперевозчиков, представленную Европейской комиссией на рассмотрение Европарламенту на прошлой неделе, пишеот Коммерсант-Украина в статье «Экология бьет на взлете».
Борьба за чистый воздух в ЕС грозит убытками украинским авиакомпаниям
Суть предложения Еврокомиссии заключается в том, что в случае, если Международная организация гражданской авиации (ICAO) до конца года не закончит разработку глобальной стратегии по снижению эмиссии парниковых газов, Европарламент будет вынужден распространить свою методику квотирования на авиаперевозчиков стран, не являющихся членами ЕС. Она предусматривает санкции за превышение бесплатной квоты — 100 евро за тонну или запрет на полеты. Освобождение от покупки квот получат лишь страны, «не являющиеся развитыми, и на чей флот приходится менее 1% мировых выбросов парниковых газов». Кроме того, в соответствии с предложением Еврокомиссии авиакомпании будут платить только за ту часть маршрута, которая проходит над странами Европы, а не за весь маршрут.
По оценкам ICAO, в случае принятия новых правил за 15 лет их действия авиаперевозчики потеряют $150млрд. Вопрос должен решиться в первых числах января следующего года, если только ICAO не предложит свой вариант решения проблемы.
Украина не входит в число стран, которые могут быть освобождены от квотирования. Как сообщил исполнительный вице-президент по коммерции авиакомпании «Международные авиалинии Украины» (МАУ) Сергей Фоменко, компенсация оплаты квот будет осуществляться либо за счет самой компании, либо за счет клиентов. «МАУ будут действовать в конкурентной среде и намерены учитывать это в своей дальнейшей стратегии»,— отметил господин Фоменко.
Генеральный директор консалтинговой компании FAS Александр Ланецкий предполагает, что основные изменения в связи с введением данных квот коснутся именно МАУ. «На нее приходится 70% авиаперевозок, осуществляемых перевозчиками из Украины в Европу, еще 20% осуществляет Wizz Air и 10% — все остальные»,— говорит господин Ланецкий. По его мнению, Еврокомиссия вводит квоты в первую очередь для того, чтобы стимулировать авиакомпании обновлять свой парк самолетов — более старые воздушные суда потребляют топливо в большем количестве, а следовательно, и количество парниковых выбросов от них больше.
По словам господина Фоменко, около 50% всего флота МАУ составляют самолеты с возрастом свыше пяти лет. Сейчас авиакомпания активно проводит обновление своего авиапарка в связи с необходимостью выполнять большое количество новых рейсов. Старые самолеты при этом останутся «в строю». Получить комментарий о дальнейших действиях от украинского представительства авиакомпании Wizz Air, не удалось: руководство находится в рабочей поездке за границей.
Европейские экологические активисты считают, что проект квотирования, разработанный Еврокомиссией, сможет подстегнуть другие страны ввести у себя подобные ограничения. Это приведет к тому, что постепенно все мировые выбросы парниковых газов в авиации будут скомпенсированы авиаперевозчиками. При этом вариант, разрабатываемый ICAO, предусматривает достаточно большие (порядка 70%) международные территории, на которых эмиссия не будет квотироваться. В связи с этим он имеет крайне небольшую поддержку среди экологов. А потому следует ожидать, что уже с 1 января 2014 года отечественным авиаперевозчикам придется столкнуться с новыми европейскими квотами и учесть это при подготовке стратегических планов.
Комментарии