Пик подключения терминалов, позволяющих производить безналичные платежи в торговых точках, в Украине пришелся на 2008-2012 года. Портал «Минфин» выяснил, что происходит на этом рынке сегодня, и какие условия предлагают бизнесу банки-эквайеры.
Торговый эквайринг: какие условия бизнесу предлагают банки
Привычное дело
Сегодня торговый эквайринг для украинских предпринимателей уже стал нормой. Максимально обеспечены терминалами торговцы в городах-миллионниках. Значительно меньше терминалов у предприятий торговли и услуг в более мелких регионах. Но ситуация меняется с ростом объемов безналичных платежей. Их доля в общем объеме операций по платежным картам уже превысила 40%.
Распространению терминалов способствовали и законодательные изменения. «Значительно простимулировало рынок принятие в конце 2012 года закона об обязательном подключении банковского оборудования предприятиями, имеющими кассовый аппарат. А также обязательное предоставление возможности клиенту выбрать вид платежа (наличный/безналичный)», — отмечают в ВТБ Банке.
Напомним, что согласно постановлению КМУ от 29.09.2010 г. № 878 «Про здійснення розрахунків за продані товари (надані послуги) з використанням спеціальних платіжних засобів», терминал должен быть на всех торговых площадях свыше 20 кв. м. Исключением являются только заведения общественного питания закрытого типа, или организации, расположенные в населенных пунктах с количеством жителей менее 25 тыс.
Правда, данное законодательное требование уже стало формальностью. Торговцы и сами понимают, что наличие бесконтактных терминалов делает их предприятие более привлекательным для клиентов. Наличие бесконтактных терминалов увеличивает клиентскую базу, обороты и соответственно прибыль организации, а также повышает ее имидж. При этом наличие терминала упрощает инкассацию и отчетность, так как деньги «заходят» на счет моментально, а в выписке видно каждую отдельную покупку.
«Я думаю, каждый торговец может вспомнить ситуацию, когда клиент выбирал товар и оставлял его ввиду невозможности оплатить картой, или уходил искать банкомат и не возвращался за покупкой»,- говорит начальник управления развития эквайрингового бизнеса Банка «Финансы и Кредит» Юлия Нариманова.
Цена вопроса
Основным условием в торговом эквайринге является получение комиссионного вознаграждения банком от суммы операций проведенных через торговый ПОС — терминал с использованием платежных карт. «При этом стоимость товаров и услуг для клиента должна оставаться такой же, как при расчетах наличными. Также может браться дополнительная плата за аренду оборудования», — объясняет руководитель службы по эмиссии карт Сitycommercebank Алексей Морозов.
У каждого финучреждения своя ценовая политика, но в среднем по рынку комиссионное вознаграждение банка по торговому эквайрингу колеблется от 1,7% до 2,3% по чужим картам. Комиссия по своим картам колеблется от 0,5% до 1,5%. Некоторые банки предоставляют обслуживание карт собственной эмиссии бесплатно. То есть владелец терминала не платит банку комиссию за транзакцию в случае, если оплата проходит картой этого же банка.
К расходам бизнеса стоит отнести также ежемесячный арендный платеж от 50 до 200 грн. за единицу банковского оборудования. К слову, сегодня среди украинских предпринимателей популярен и интернет-эквайринг (прием платежей через интернет). Тарифы по этой услуге несколько выше: к примеру, комиссия по чужим картам составляет 2,7-3%.
Эквайринг доступен любому украинскому ритейлеру, независимо от вида бизнеса, которым он занимается. Будь-то крупная сеть магазинов бытовой техники, или среднестатистическая автомойка, главное чтобы бизнес был легитимным. «В нашем банке, как во многих других, главное условие — это наличие текущего счета и положительная деловая репутация», — уточняет начальник департамента развития альтернативных каналов и поддержки продаж УкрСиббанка Наталья Кузьмич.
Особых требований к субъектам хозяйствования банки не предъявляют. Процедура подключения торговца для всех банков стандартна: сбор пакета документов юридического лица, проверка службой безопасности банка, заключение договора эквайринга.
В дальнейшей положительной динамике на рынке эквайринга банкиры не сомневаются. «Сегодня, помимо законодательного требования к наличию POS-терминала, рынок идет в сторону бесконтактных терминалов. Кроме того, растет количество держателей карт. Сейчас банковские учреждения популяризируют банковскую карту как основной платежный инструмент среди своих клиентов, а бизнес все чаще понимает удобство приема платежей по безналу», резюмирует директор по корпоративному бизнесу банка «Надра» Татьяна Кононова.
Название банка | комиссия от оборота, % | Подключение к услуге | Стоимость аренды оборудования, грн/ мес | |
по своим картам | по чужим картам | |||
Сitycommercebank | 1,5 | 2,4 | бесплатно | бесплатно |
ВТБ | 1 | 2,3 | бесплатно | индивидуально |
Надра Банк | 1,5 | 2 | бесплатно | бесплатно |
Приватбанк | 1,6 | 1,6 | бесплатно | 100 |
Райффайзен Банк Аваль | индивидуально | индивидуально | бесплатно | бесплатно |
Укрсиббанк | 1 | 2,3 | бесплатно | 79 , 139 |
UniCredit Bank — ПАТ «Укрсоцбанк» | 1 | 2 | бесплатно | бесплатно |
Банк «Финансы и кредит» | 1,3 | 2,3 | бесплатно | до 300
|
Данные: сайты и колл-центры банков
Автор: Татьяна Кривенко
Комментарии - 1