Предприниматель Кирилл Бигай рассказал порталу «Минфин», как повышенный спрос украинцев на услуги обучения английскому языку натолкнул его на создание собственного стартапа, и какие дальнейшие планы у его проекта Preply.
История одного стартапа, или как заработать на репетиторах английского
Проба пера
Свой первый стартап, запущенный в августе 2011 года, выпускник киевского Политеха (КПИ) Кирилл Бигай (на фото слева) назвал FindGuru. Это был сервис, который помогал искать всевозможные образовательные курсы во всех областях Украины — от языковых школ до занятий йогой. Свою идею команда Кирилла Бигая презентовала в инкубаторе EastLabs. Акселератор дал «зеленый свет» и инвестировал 20 тыс. долларов в совершенствование модели.
Preply позволяет найти репетитора английского в своем городе и даже около своей станции метро. «Познакомиться» с репетитором можно как по отзывам, так и с помощью видео презентации.
Однако уже на начальном этапе оказалось, что предложенная модель слишком трудоемкая. Курсы должны были самостоятельно заниматься своим аккаунтом на сайте, но стимулировать их к этому и контролировать процесс отнимало слишком много времени.
Полностью отказаться от проекта Кирилл не захотел. Тем более что к тому времени уже была сформирована команда, которая посвятила много времени разработке сервиса. Выходом из ситуации стала некая модификация первоначального замысла.
Так был создан Preply — специализированный сервис по поиску языковых курсов и репетиторов иностранных языков. Он удобен тем, что помогает выбрать наиболее подходящего репетитора (в том числе для занятий по Skype) на основе отзывов, оценок студентов и видео презентаций. В сервисе также есть функция поиска репетиторов языка по специфическим сферам – юридической, бизнес и т.д.
Зарубежный вояж
После проведенного «апгрейда» проектом заинтересовались украинские и американские инвесторы. И Preply получил приглашение внедрить идею на американском рынке. Кирилл Бигай посчитал это прекрасной возможностью довести проект до совершенства и изучить потенциал зарубежного рынка. Уже в октябре 2012 года команда Preply отправилась в США.
Американское турне оказалось не лишним с точки зрения нового опыта. Но закрепиться на этом рынке с первой попытки не удалось. Маркетинговые затраты оказались намного большими, чем можно было представить себе. В месяц на развитие проекта уходило около 25 тыс. долларов.
В конце 2012 года команда Preply осознала, что для успешного продвижения проекта в США попросту не хватит средств, и вернулась в Украину. Вовремя принятое решение помогло сберечь полученные инвестиции для реализации идеи на внутреннем рынке.
С обновкой
Команда Preply: Сергея Лукьянов, Кирилл Бигай и Дмитрий Волошин
Реализовывать идею в Украине пришлось уже обновленной командой. Кому-то не хватило мотивации, кто-то просто не справлялся. Трудности при формировании коллектива Кирилл Бигай считает одними из наиболее сложных, с которыми он столкнулся в ходе совершенствования проекта. За время существования коллектив Preply менялся 3 раза.
Сегодня команда состоит из троих ребят: Кирилла Бигая, Дмитрия Волошина и Сергея Лукьянова. Сами они называют себя хастлером, хакером и хипстером.
Кирилл Бигай – hustler команды. Он занимается коммуникацией с клиентами, финансами и отчасти маркетингом. Дмитрий Волошин – hacker команды. Он отвечает за программирование и маркетинг. Сергей Лукьянов – hipster команды. Он отвечает за интерфейс продукта и продумывает, как именно должна работать платформа, и что получат ее пользователи.
Английский как двигатель прогресса
В Украине знание английского языка автоматически повышает зарплату руководителя высшего звена на 15%, а зарплату руководителей среднего звена и специалистов — на 20-40%. Не сложно догадаться, почему в украинских мегаполисах наблюдается повышенный спрос на услуги школ иностранных языков и репетиторов.
С другой стороны, и поставщиков этой услуги более чем достаточно. И конкуренция за клиентов среди школ и репетиторов очень высока. Хороший маркетинг требует значительных затрат, а как продавать свои услуги, если большого маркетингового бюджета нет? В этом свете идея Preply видится весьма перспективной для внутреннего рынка.
Сегодня на сайте зарегистрировано около 600 репетиторов. В проект их привлекают с помощью объявлений на сайтах для поиска работы. В чем выгода Preply? Репетиторы в виде «комиссии» за привлечение студента перечисляют сервису оплату за первое занятие. Пока это приносит всего 1200 долларов в месяц.
Кирилл Бигай рассчитывает, что количество репетиторов вырастет, и бизнес модель можно будет изменить. Если репетитор настроен на долгосрочное сотрудничество с Preply, то помимо оплаты за первый урок, можно будет ввести и комиссию за последующие занятия. Взамен репетитор получит дополнительные рекомендации от Preply для студентов.
Автор: Татьяна Кривенко
Комментарии - 1