Правительство решило пересмотреть принцип предоставления льгот чернобыльцам, инвалидам, ветеранам войны и труда, которые владеют транспортными средствами. Льгот лишатся собственники мотоциклов с объемом двигателя от 500 до 750 куб. см, а также катеров с длиной корпуса до 7,5 м. Это приведет к сокращению количества льготников, хотя денег эти категории населения из госбюджета не получают уже третий год. Эксперты рекомендуют отказаться при предоставлении льгот от привязки к объему двигателя, а учитывать возраст транспортного средства, пишет Коммерсант-Украина в статье «Катера вне льгот».
Кабмин предлагает исключить владельцев моторных лодок из льготных категорий
Вчера на заседании Кабмина были поддержаны изменения в Налоговый кодекс, инициированные Министерством социальной политики, предусматривающие сокращение количества льготников. Сейчас льготу по уплате акцизного сбора с топлива имеют чернобыльцы, инвалиды, ветераны войны и труда, которые владеют автомобилями с объемом двигателя до 2500 куб. см, мотоциклами — до 750 куб. см, моторными лодками и катерами с длиной корпуса до 7,5 м. Последнюю категорию правительство решило исключить из льготной, а по мотоциклам — уменьшить объем двигателя до 500 куб. см. Напомним, в 2011 году Налоговым кодексом был отменен транспортный сбор, который был включен в повышенный акциз на бензин и дизельное топливо. Действовавшие до этого преференции сохранились, но Кабмин должен был разработать механизм компенсации потерь части средств физических лиц при покупке топлива. До сих пор эта процедура так и не была утверждена: проект порядка выплаты и размеров компенсации находится на доработке. Пока Кабмин только увеличил размеры денежной компенсации инвалидам на бензин, ремонт и техническое обслуживание.
Директор департамента социальных услуг министерства Ирина Тарабукина уверена, что компенсацию от государства должны получать те, кто действительно в ней нуждается, а не собственники яхт и дорогих мотоциклов. «Если мы говорим о транспортном средстве для пенсионера или инвалида, то рабочий объем двигателя мотоцикла вполне вписывается в рамки до 500 куб. см. Все мотоциклы выше этой отметки — мощный транспорт, который не по карману небогатым слоям населения. Их цена может достигать стоимости нового автомобиля, как, например, у мотоциклов Honda CBR600 или Kawasaki Ninja ZX»,— отмечает она.
По данным генерального директора компании «Панавто» (официальный импортер и дистрибутор Yamaha) Владислава Голембиевского, минимальная стоимость мотоцикла Yamaha с объемом двигателя 500-750 куб. см составляет 90 тыс. грн, максимальная (950 куб. см) — 140 тыс. грн. «Это сегмент, который становится популярным и очень активно развивается. Мотоцикл позволяет избежать пробок, проблем с парковками. В Европе приверженцы мотоциклетного движения, наоборот, получают льготы в виде бесплатных парковок, потому что уменьшают трафик на дорогах, потребляют меньше бензина и дают меньше выбросов»,— говорит господин Голембиевский. Стоимость катеров в зависимости от категории и используемых для производства материалов варьируется от 20 тыс. до 640 тыс. грн.
Ведущий научный сотрудник Института демографии и социальных исследований НАН Украины Лидия Ткаченко считает, что такие виды помощи непрозрачны, и не факт, что они являются помощью малообеспеченным. «Я не скажу, что это льгота для богатых, но и не для совсем бедных, так как доходы при этом не проверяются»,— говорит она. Гендиректор Всеукраинской ассоциации автомобильных импортеров и дилеров Олег Назаренко отмечает, что одним из наиболее эффективных способов поддержки малообеспеченных слоев населения в данном случае могли бы быть заправки, оборудованные отдельными колонками с более дешевым бензином. «В Германии есть отдельные пистолеты для бензопил с дешевым топливом, но обычный немец никогда не позволит себе заправить машину топливом подешевле, а в Украине продажи обычного бензина упадут, и все будут пользоваться льготным»,— поясняет он.
Поэтому в украинских реалиях целесообразнее отказаться от привязки к объему двигателя, а учитывать при компенсации возраст транспортного средства. «Объем двигателей мотоциклов пересмотрели, а автомобилей — нет. Исходя из тенденции снижения объема, 2500 куб. см может быть не только у BMW и Lexus, но и у „Волги“. А возраст транспортного средства — это показатель. Если владелец ездит на нем 10 лет, то понятно, что средств поменять автомобиль у него нет»,— резюмирует господин Назаренко.
Комментарии