С января по июнь 2013 года задолженность местной власти перед своими поставщиками и кредиторами выросла с 3,2 до 6,5 млрд гривен (по общему фонду). Об этом говорят данные Госказначейства. Нехватка средств для расчетов с поставщиками заставляет мэров и губернаторов сворачивать все программы капитального развития на местах, пишет Forbes.ua.
Долги местной власти увеличились вдвое
Причин для роста кредиторской задолженности — две, говорит заместитель мэра Винницы по финансовым вопросам Валерий Коровий. Первая — сезонность и обусловленные контрактами отсрочки платежей. Вторая — непроплаты расходов Госказначейством.
Еще в начале июля Украину накрыла волна жалоб местных властей на Госказначейство. Повод для жалоб — ведомство блокирует оплату платежек местных органов власти, даже если на их счетах в казначействе есть средства.
С тех пор проблема лишь обостряется, говорит эксперт по вопросам бюджетной политики Ассоциации городов Украины Александр Слобожан. «На текущий момент Казначейство не профинансировало 142,8 млн гривен платежных поручений городского совета Днепропетровска», — рассказывает представитель Днепропетровского горсовета со ссылкой на финансово-экономический департамент.
Рост задолженности наблюдается лишь по общему фонду местных бюджетов. Из него финансируются зарплаты бюджетников, социальные выплаты и незащищенные статьи бюджета — от текущего ремонта дорог, коммунальной сферы и до вывоза мусораВ Сумах, чтобы добиться проплаты платежек, заместители мэра города будут ходить в местное отделение Госказначейства по очереди, заявил на прошлой неделе и.о. мэра Андрей Гайдабрус.
«Госказначейство направляет весь имеющийся у него финансовый ресурс на выплаты по текущим расходам», — отмечает представитель этого ведомства.
Рост задолженности наблюдается лишь по общему фонду местных бюджетов. «Из него финансируются защищенные статьи бюджета — зарплаты бюджетников, социальные выплаты и пособия, и незащищенные текущие статьи - от текущего ремонта дорог, коммунальной сферы и до вывоза мусора», — говорит Коровий. Проблемы с финансированием именно незащищенных статей.
По специальному фонду, который оплачивает капитальные расходы местной власти, видимых проблем нет — с января по июнь долг местных бюджетов по нему сократился в полтора раза — с 3,7 до 2,4 млрд гривен. Но это улучшение — формальное.
«Видя, что денег в казне нет, многие города просто в разы сократили объем закупок услуг и работ, и не берут на себя новых финансовых обязательств по каппроектам», — объясняет Слобожан. По сравнению с прошлым годом расходы органов власти в рамках тендерных договоров сократились больше чем вдвое. За первые шесть месяцев 2012-го, по данным Госстата, их фактические расходы на эти цели достигли 81,4 млрд гривен, а с января по июнь этого года — лишь 35,8 млрд гривен. «Из-за постоянных проблем с финансированием местная власть почти прекратила заказывать подрядчикам дорожные работы», — приводит пример Слобожан.
Пока ситуация терпима, но ближе к концу года перестанет быть таковой. Пока много статей расходов финансируются за счет беспроцентных займов у Госказначейства. Но согласно Бюджетному кодексу, все долги перед Госказначейством должны быть погашены до 1 декабря. Проблемы начнутся даже раньше. «Уже где-то с середины октября казначейство перестанет выдавать [местным] бюджетам новые займы. И как тогда мы будем решать свои проблемы — мы просто не знаем», — признается мэр одного из городов, попросивший на него не ссылаться.
Дарья Марчак
Комментарии - 7
А Кабмин с госбюджетом? Ему нечего зажимать, т.к. на ЕКС мизер, бюджеты всех уровней в долгах по самое нимагу, а плодить новые долги уже не получается. А госбюджетные векселя, если конечно какой-то адьот их возьмет, всего-навсего лишь немного улучшат показатели долга госбюджета, т.к. трансформируют краткосрочный (де-факто — овернайт) долг в пятилетний. Но фиг че у них получится!!!
И еще один момент: все эти кредиты рефинансируются в НБУ, у которого, в свою очередь и опять же, тоже есть определенные нормативы. Но эти нормативы уже контролируют такие структуры, как МВФ, и нарушения этих нормативов чреваты всякими негораздами.
И последнее. Сегодня соотношение денежной базы к ЗВР намного превышает текущий курс НБУ гривна/доллар, а это говорит о том, что, теоретически, мы обязаны девальвировать гривну до соотношения ДБ/ЗВР — так было в 2008 году. Отклонение соотношения ДБ/ЗВР от текущего курса — это, ИМХО, основной сдерживающий фактор, который не дает возможности НБУ рефинансировать ОВГЗ и таким способом наращивать ДБ.