В период летних отпусков и временного затишья на рынке экономическая пресса в США ударилась в обсуждение одной умозрительной теории. Речь идет о докладе студента Канзасского университета Арнобио Мореликса, утверждавшего, что McDonald's может повысить зарплату своим сотрудникам в два раза, и от этого стоимость его самого известного продукта — Бигмака — вырастет всего на 68 центов. Экономические колонки разных изданий обрушили на студента шквал критики, попутно вступив в спор друг с другом, от чего все-таки на самом деле зависят цены.
«Бигмак» и не заметит
Согласно исследованию Мореликса, доля расходов на зарплаты сотрудникам в общем объеме выручки McDonald's в 2012 году составила всего лишь 17 процентов. Проведя подсчеты, он выяснил, что при равномерном удвоении всех зарплат — от простых сотрудников, получающих 7,25 доллара в час, до гендиректора корпорации Дональда Томпсона, компенсация которому в минувшем году составила 8,75 миллиона долларов, — стоимость «Бигмака» повысится с нынешних 3,99 доллара до 4,67 доллара. При этом каждый компонент «долларового меню» (в него входят как бургеры, так и салаты с напитками) подорожает на 17 центов.
Из своих подсчетов юный экономист-любитель сделал вывод, что McDonald's мог бы стать существенно более привлекательным местом для работы, практически не потеряв в конкурентоспособности. По мнению студента, люди, которые привыкли ходить в рестораны сети, не изменили бы своим привычкам из-за столь «ерундового» изменения цены.
Возможно, расчеты Мореликса остались бы незамеченными, но его статью опубликовало популярное издание The Huffington Post. Она-то и вызвала мгновенную реакцию со стороны самых разных СМИ. В первую очередь, критике подверглась сама система расчетов студента. Спустя несколько дней в Columbia Journalism Review (CJR) была опубликована статья, в которой экономисты показали, что Мореликс не учел того простого факта, что лишь 20 процентов ресторанов McDonald's управляются самой компанией, остальные же работают по контракту франчайзинга. На франшизы приходится около трети всей выручки сети (около 9 миллиардов долларов), но при этом McDonald's не платит их сотрудникам зарплату. Расходы же на отдел по работе с франшизами включаются в особую статью — Selling, general and administrative expenses — и составляют дополнительные 2,5 миллиарда долларов.
Таким образом, заключает издание, общие расходы на зарплату в самой корпорации составляют не 17, а 22 процента. Что касается франшиз, то там они достигают 25 процентов. Между тем, если McDonald's повысит стоимость своих гамбургеров в «родных» ресторанах, то аналогичный шаг придется сделать и франшизам, которые, согласно одному из исследований, отличаются крайне низкой рентабельностью, получая операционную прибыль всего в 5 процентов от доходов.
В итоге рост стоимости «Бигмака», необходимый для компенсации выпадающих доходов, должен составить 1,28 доллара, что почти в два раза больше цифры, получившейся у Мореликса. На этом дискуссия, казалось бы, зашла в тупик, но выяснилось, что это не так.
The Huffington Post опубликовала опровержение доклада Мореликса — редакция издания согласилась с данными, изложенными в CJR. Однако содиректор Института экономических и политических исследований Дин Бейкер, выступивший в роли эксперта издания, заметил, что для McDonald's даже такое повышение цены не стало бы катастрофой. По его словам, компания настолько могущественна и прибыльна, что могла бы позволить увеличить зарплату всем сотрудникам вдвое — при условии увольнения некоторой их части.
Бейкер подчеркнул, что треть издержек были бы переложены на потребителя, а остальное пришлось бы перенести на прибыль. Тем не менее, компания еще и выиграла бы — например, обеспечила бы себя более лояльными кадрами и снизила бы текучку кадров, беду любой сети быстрого обслуживания.
Уже после публикации опровержения в дискуссию вступил американский журнал Forbes. Ответ колумниста издания Тима Уорстолла на вопрос «Насколько изменится цена 'Бигмака' при повышении зарплат сотрудников в два раза» звучит следующим образом: «Ни на сколько». Уорстолла удивили не столько ошибки в вычислениях, сколько сам факт постановки вопроса. По его мнению, цена вообще не зависит от уровня вложенных в производство и продажу сэндвичей сил и средств. Единственное, от чего она зависит, — это соотношение спроса и предложения.
Кроме того, он заметил, что повышение стоимости рабочей силы является отличным стимулом для производителя заменять эту самую силу на автоматику. Роботизация, в свою очередь, неизбежно повлечет за собой рост безработицы, поскольку потребности в количестве рабочих рук станут меньше. Но это не меняет главного утверждения колумниста: цены от стоимости труда в компании никак не зависят.
Кстати, сами представители McDonald's затруднились дать внятный ответ на предположения Мореликса. Представитель компании Данья Прауд заявила лишь, что расчеты студента являются «чистой спекуляцией», и добавила: «Комментировать мы это не собираемся».
Между тем, статья Мореликса оказалась лишь частью больших дебатов, развернувшихся в США по поводу зарплат. Еще в начале июля около ста экономистов выступили с требованием установить в США минимально допустимый размер оплаты труда. По их расчетам, он должен составлять 10,5 доллара в час вместо нынешних 7,25 доллара (именно эту сумму получают рядовые сотрудники McDonald's).
В качестве обоснования такой меры экономисты назвали в том числе поддержку потребителей, которые могли бы больше тратить и тем самым поддержать с большим трудом выбирающуюся из кризиса американскую экономику. Их оппоненты считают, что не дело государства вмешиваться в рыночные процессы, а повышение минимальной заработной платы — это лечение лишь симптома, а не причин болезни.
Другая страна, другие проблемы
«Сотрудники McDonald's в России»
Тема зарплат и их влияния на экономику время от времени поднимается и в России. Часто говорят, что доходы населения в стране растут слишком быстро и непропорционально производительности труда, увеличивающейся куда более скромными темпами. Оппоненты такой позиции обычно возражают: разница в росте объясняется тем, что трудовые издержки сильно просели в прежние годы, а сейчас лишь идет компенсация.
В связи с этим интересно исследование, проведенное еще в прошлом году американским экономистом Орли Ашенфельтером из Принстонского университета. По его данным, в США зарплата рядовых сотрудников компании составляет 7,3 доллара, или 2,41 «Бигмака» в час. В Японии она поднимается до 7,37 доллара, или 3 «Бигмаков». В Западной Европе — 9,44 доллара, или 2,23 «Бигмака». В России — 2,34 доллара, 1,19 «Бигмака». Еще меньше получают лишь сотрудники закусочных сети в Китае и Индии (в последней сотрудник может заработать лишь на один «Бигмак» за три часа).
И все же тема минимальной зарплаты в России представляется малоактуальной. Гораздо более важной и для государства, и для бизнеса является проблема «серых зарплат»: российские фирмы частенько отдают сотрудникам деньги в конверте, а также берут в штат гастарбайтеров, которым не нужно оформлять ни «белую» зарплату, ни соцпакет. Установление сравнительно высокой минимальной зарплаты в России даст лишь ограниченный эффект и подтолкнет работодателей к новым махинациям.
Дмитрий Мигунов
Комментарии