Переработка нефти на украинских НПЗ, похоже, вовсе не является приоритетом для правительства. С начала года в стране было переработано всего 1,51 млн т. То есть загрузка мощностей отечественных нефтеперерабатывающих заводов не превысила 10%. Такой результат — логичное продолжение тенденции, начавшейся в 2005 году с отмены пошлин на импорт нефтепродуктов и завершившейся остановкой большинства НПЗ и увольнением десятков тысяч рабочих. Впрочем, на это мало кто обращает внимание до тех пор, пока основные индикаторы рынка — цены на нефтепродукты — относительно стабильны, пишет Коммерсант-Украина в статье «Все течет, все меняется».
Украина снизила переработку нефти до рекордного уровня
Согласно данным, предоставленным в Минэнерго, в I полугодии на украинских НПЗ был переработано чуть более 1,5 млн т нефти, или на 43% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. В стране работали только два из семи предприятий: Кременчугский НПЗ и Шебелинский ГПЗ. Объем переработки в I полугодии достиг абсолютного минимума за все время независимости Украины, отмечают в Минэнерго. Даже в кризисный для нефтепереработки 1999 год украинские НПЗ за первые шесть месяцев переработали порядка 2,5 млн т. Всего отечественные заводы способны перерабатывать до 34 млн т нефти в год.
В Минэнерго сообщили, что из-за этого сокращения за последние три года работы лишились порядка 18 тыс. работников отрасли и еще более 54 тыс. сотрудников смежных компаний и предприятий. Кроме того, ситуация в отрасли отрицательно сказалась на поступлениях в госбюджет. Частично доходы госказны были компенсированы за счет налогообложения возросшего импорта готовых нефтепродуктов. Однако все же, по данным Минэнерго, потери бюджета из-за ситуации в отрасли составляют порядка 800 млн грн в год. «Переработчики, в отличие от импортеров, еще уплачивали значительный подоходный налог с зарплат своих работников, экологические сборы и ряд местных налогов. У импортеров просто нет такого количества сотрудников»,— говорит аналитик консалтинговой компании Upeco Александр Сиренко.Из-за этого сокращения за последние три года работы лишились порядка 18 тыс. работников отрасли и еще более 54 тыс. сотрудников смежных компаний и предприятий.
Ухудшение ситуации с нефтепереработкой наблюдается с 2005 года (см. таблицу), когда были отменены пошлины на ввоз нефтепродуктов. Правительство Юлии Тимошенко тогда заявляло, что таким образом в Украине могут стабилизироваться цены на автомобильное топливо. После этого в 2010 году остановился Одесский НПЗ, затем Надворнянский и Дрогобычский заводы, а в 2012 году был закрыт один из наиболее технологичных заводов, способный переработать до 16 млн т нефти в год,— Лисичанский. «Мы вынуждены закрыть завод из-за убыточности нефтепереработки в стране, что объясняется налоговыми льготами для экспортеров нефтепродуктов из стран Таможенного союза»,— заявил тогда президент «TНК-BP Коммерс» Дидье Казимиро.
Нефтепереработчики отмечают, что уход НПЗ отрицательно отразился на рынке. «Зависимость от импорта нефтепродуктов из стран Таможенного союза стала критической. Рынок управляется группой трейдеров-импортеров,— говорит член наблюдательного совета ПАО „Укртатнафта“ Константин Бородин.— Их маржа составляет порядка $300 за тонну при согласованной экспертно-аналитической группой марже в $180 за тонну и европейской марже не более $100 за тонну».
Впрочем, несмотря на всю плачевность ситуации в отрасли, правительство за последние восемь лет мало что сделало для ее изменения. Неоднократные попытки переработчиков пролоббировать введение пошлин на ввоз нефтепродуктов не увенчались успехом. Кабмин при этом довольно активно стремится добиться ценовой стабильности на рынке, что ему удается,— цены в целом соответствуют мировым котировкам нефти. Так, по данным Минэнерго, в I полугодии 2013 года котировки нефти марки Brent снизились на $5 за баррель, или на 5,3%. При этом стоимость Аи-95 снизилась на 6 коп. за литр (-0,63%), дизтоплива — на 3 коп. (на 0,3%). Похожая ситуация была и в 2012 году, когда Лисичанский НПЗ еще вносил свой вклад в ценообразование на нефтерынке: в I полугодии Brent подешевела на 5,7%, бензин Аи-95 — на 2%, дизтопливо — на 1,6%.
Директор консалтинговой компании «А-95» Сергей Куюн отмечает, что за счет увеличения доли импортных нефтепродуктов на рынке произошла диверсификация источников поставок топлива, а также повысилось его качество. Впрочем, представитель концерна Orlen Lietuva (один из крупнейших импортеров нефтепродуктов — Мажейкяйский НПЗ, Литва) в Украине Игорь Майстренко заявил, что в целом качество топлива на рынке за прошедшие полгода не изменилось.
Некоторую обеспокоенность у экономистов вызывает не только количество уволенных сотрудников, но и влияние возрастающего импорта на платежный баланс страны. По данным Минэнерго, за I полугодие в страну было импортировано порядка 1,15 млн т нефтепродуктов. Их стоимость приблизительно на $345 млн выше, чем аналогичный объем нефти. По итогам января-мая профицит платежного баланса составил $3,26 млрд, однако эксперты ожидают его ухудшения во второй половине года. «Соответственно, можно ожидать усиления давления на курс гривны. Риски от снижения внутреннего производства нефтепродуктов и роста их импорта выглядят очень серьезными. И правительству следовало бы использовать все возможности для их уменьшения»,— резюмирует исполнительный директор Международного фонда Блейзера Олег Устенко.
Следует отметить, что президент «Роснефти» Игорь Сечин в марте заявил, что «его компания пока не планирует продавать Лисичанский НПЗ в Украине». А в мае вице-премьер Украины Юрий Бойко сообщил, что компания может восстановить работу предприятия еще до конца года. Заявляла о планах запустить Одесский НПЗ и компания ВЕТЭК, недавно закрывшая сделку по покупке предприятия у российского «Лукойла».
Комментарии