Крупнейшая украинская авиакомпания «Международные авиалинии Украины» (МАУ) может лишиться своих самолетов Ан-148. Как стало известно, два из них будут переданы госавикомпании «Украина», обслуживающей первых лиц государства, еще один — в пользование разработчику — госпредприятию «Антонов», пишет Коммерсант-Украина в статье «»Украина« получит новые крылья».
Первых лиц государства будут перевозить на Ан-148
В МАУ не против отдать самолеты. У «Антонова» и перевозчика не раз возникали разногласия в вопросах эксплуатации самолета и выплаты лизинговых платежей, напоминают эксперты.
«Международные авиалинии Украины» лишатся трех самолетов Ан-148.
Три независимых источника рассказали", что в правительстве решили передать два самолета Ан-148 с кодом UR-NTC и UR-NTD государственной авиакомпании «Украина». А самолет с кодом UR-NTA будет отдан в пользование его разработчику и производителю ГП «Антонов» «для демонстрационных целей».
«Этот вопрос стоял в повестке дня заседания Кабмина 26 июня. Мне неизвестно, было ли принято это решение, однако я не думаю, что кто-либо мог быть против»,— отметил источник, близкий к Кабмину.
На сайте правительства соответствующий нормативный документ пока не опубликован.
«Принципиально этот вопрос уже решен, и самолеты в этом году будут переданы „Украине“»,— подтвердил высокопоставленный источник в ГП «Антонов».
В пресс-службах ГП «Антонов» и авиакомпании МАУ в пятницу не смогли прокомментировать этот вопрос. Однако источники в обеих компаниях знают об инициативе Кабмина. Связаться с представителями ГАК «Украина» не удалось. МАУ начали летать на региональных Ан-148 в конце 2011 года, до этого суда эксплуатировал «АэроСвит». МАУ берут эти самолеты в мокрый лизинг — экипаж и борттехнику предоставляют «Авиалинии Антонова» (авиакомпания подконтрольна ГП «Антонов»).
У МАУ и «Антонова» возникали разногласия в ходе совместной эксплуатации Ан-148, напоминает эксперт Центра политического и экономического анализа Вадим Слободянюк. Так, в авиакомпании не всегда были довольны работой самолетов — новая и несерийная техника, как правило, требует большего времени на обслуживание из-за так называемых «детских болезней». В свою очередь «Антонов» долго не мог добиться своевременной выплаты лизинговых платежей. В апреле этого года Хозяйственный суд Киева удовлетворил иск о взыскании с МАУ
В Международных авиалиниях Украины» и сами были не против прекратить эксплуатацию Ан-148.13 млн грн долга в пользу «Антонова» и Минпромполитики. Иск подавала прокуратура Центрального региона Украины по надзору над соблюдением законов в военной сфере. В период с января по декабрь 2012 года авиакомпания задолжала «Антонову» за аренду Ан-148 18,6 млн грн. В итоге все средства разработчику были выплачены.
Источник близкий к «Антонову», утверждает, что Кабмин забирает самолеты у МАУ не из-за долгов: «Как раз сейчас компания стала хорошо и много летать и, соответственно, платить. Но это коммерческая авиакомпания, а самолеты построены за госсредства. Если МАУ захотят, они могут эту технику купить». По словам собеседника «Ъ», решение правительства правильное с точки зрения имиджа.
«Это нехорошо, когда первые лица государства летают на старых Ту-134 и Ил-62. Эта техника устарела и не соответствует современным требованиям безопасности. А Ан-148, кроме того что современный и безопасный, может садиться и взлетать в условиях отсутствия видимости,— отмечает он.— Кроме того, важно, чтобы представители государства летали на отечественной технике, показывая тем самым, что у страны есть и работает авиапромышленность. Наши самолеты нужно рекламировать».
Источник знакомый с ситуацией в МАУ, говорит, что в авиакомпании и сами были не против прекратить эксплуатацию Ан-148. Правда, перевозчик все еще продает билеты на рейсы с Ан-148.
«В планах компании летать на этих самолетах до конца лета, поскольку сейчас высокий сезон»,— добавляет собеседник.
«Это вполне логичное решение. Ан-148 — хороший самолет, но МАУ сейчас активно эксплуатирует Embraer 190, более подходящие для их рейсов»,— считает генеральный директор консалтинговой компании FAS Александр Ланецкий.
По словам экспертов, у МАУ нет подходящих маршрутов для Ан-148. «Этот самолет дает реальную экономию, если возить порядка 70 пассажиров на расстояние не меньше 2 тыс. км. МАУ же гоняет суда на рейсах по 500-700 км, и это невыгодно. На таких коротких маршрутах нужны турбовинтовые самолеты, такие как Ан-140»,— говорит один из участников рынка, попросивший об анонимности.
Комментарии