Весной 2007 года в аэропорту Сан‑Франциско приземлился Hawker 850XP. От других частных самолетов ценой $15 млн его отличала девятиметровая надпись «Хортиця». Владелец одного из крупнейших алкогольных холдингов Украины Global Spirits Евгений Черняк, чье состояние до кризиса оценивалось в сотни миллионов долларов, прибыл в Кремниевую долину перенимать опыт ведения бизнеса у Intel, Google, LinkedIn, Cisco и других мировых лидеров IT‑индустрии. Вместо лекций и семинаров — четыре‑пять встреч в день часа по полтора‑два каждая. И так всю рабочую неделю. Кроме Черняка в этой образовательной поездке приняли участие еще три десятка человек: топ‑менеджеры «Интерпайпа», «Киевстара», Ernst & Young и нескольких российских фирм, пишет Forbes.ua.
Пешком по google
«Я увидел работу компаний, которые на ровном месте, фактически с нуля, создали новую индустрию, — рассказывает Черняк. — Мне хотелось понять, как этот, в принципе, виртуальный бизнес зарабатывает совершенно реальные деньги. Уверен, что с пользой потратил время: часть инноваций, о которых я узнал, мы у себя уже внедрили».
За последние семь лет киевская компания FastForward организовала более 30 таких образовательных туров, в которых побывало около 500 бизнесменов и топ‑менеджеров. Десять из них входят в списки богатейших жителей России и Украины. Что им это дает?
Девять лет назад выпускник Киевского университета имени Шевченко Дмитрий Бондарь с двумя товарищами создал компанию MBA Strategy. «Мы понимали, что популярность MBA‑образования в Украине будет расти, и решили заняться подготовкой абитуриентов к поступлению в американские бизнес‑школы», — рассказывает Бондарь. В первый год обучение прошли 30 человек, большинство из которых, по словам Бондаря, впоследствии успешно сдали вступительные экзамены.
«Однажды мы задались вопросом, как и чему можно учить собственников бизнеса», — вспоминает Бондарь. Так возникла идея устраивать образовательные туры для топ‑менеджеров и владельцев компаний. Сначала Бондарь думал совместить приятное с полезным и организовать поездку по европейским винным домам. «За три месяца я не продал ни одного тура. Кто‑то сжалился и объяснил, что это плохая идея, — говорит предприниматель. — Многие дистрибьюторы вина и поставщики техники сами везут бизнесменов по винным домам и, в отличие от нас, делают это бесплатно».
Более успешным направлением стала логистика. Заплатить по $5000, чтобы узнать, как работают американские FedEx, UPS и Sysco, согласились в начале 2006 года шестеро украинских бизнесменов. «Организовать встречи с американскими топами этих компаний было относительно легко, — отмечает Бондарь. — Украину воспринимали как страну победившей демократии, американцы искренне желали нам помочь».
«Я хотел посмотреть, как выглядит развитый бизнес в нашей отрасли, узнать, как им управляют», — поясняет Вячеслав Климов, побывавший в этой поездке.
Климов — основатель компании «Новая Почта», доход которой превышает $40 млн в год. Увиденное его потрясло. В логистическом хабе UPS каждые пять с половиной минут садится и взлетает самолет. Сложность проектов колоссальная, во время визита украинской делегации через хаб транспортировали кита. Из поездки Климов вернулся «мегазамотивированным» и «полным идей». Почти сразу же «Новая Почта» начала внедрять автоматическую сортировку грузов, сводя к минимуму ручной труд. «Мы сэкономили на этом кучу денег, — уверяет бизнесмен. — Без автоматизации мы в принципе не смогли бы выйти на нынешний уровень».
Сергей Маглюй работал тогда вице‑президентом системного интегратора «Инком». Он извлек из поездки другой ценный урок: руководитель любого уровня не должен отрываться от земли.
«За две недели до Нового года UPS закрывает офис, и все, включая президента, выходят на сортировочную линию», — рассказывает предприниматель. В дальнейшем Маглюй основал собственную компанию. «Я продолжаю выходить «на сортировочную линию»: вот сегодня в 8:30 ездил на встречу к клиенту», — говорит бизнесмен. По его словам, это помогает понимать потребности заказчика и чувствовать «пульс» компании.
Следующий тур Бондарь «продал» «Киевстару». Мобильный оператор поставил четкую задачу — устроить встречи с руководством ведущих телекоммуникационных компаний Японии. Организация поездки заняла более полугода. «Японцы не американцы: они очень закрыты, — объясняет Бондарь. — Пока тебя не порекомендует уважаемый человек, они с тобой разговаривать не будут». Он познакомился чуть ли не со всеми японоведами СНГ, вышел на посла Украины в Японии Николая Кулинича, подружился со многими украинцами, работающими в этой стране. Усилия дали результат: компании KDDI, SoftBank и NTT DoCoMo согласились принять «киевстаровцев». Прорубив окно в Японию, FastForward поставила туры в эту страну на поток. В Украине и России как раз вошла в моду бизнес‑философия кайдзен, фокусирующаяся на непрерывном совершенствовании процессов производства и управления. В следующих турах Японию посетили украинские металлурги, машиностроители, энергетики, водочники, ритейлеры.
«Японцы говорят: если проблема не визуализирована, ее невозможно решить»
Основателя компании «Милкиленд» Анатолия Юркевича (состояние $224 млн, 43‑е место в списке Forbes) интересовало, как работают Toyota, Honda и Mitsubishi. «Главная идея, которая приехала со мной из Японии, — роботы решают не все. Люди важнее, — улыбается он. — Спектр возможных управленческих решений расширился колоссально». От слепого копирования японских практик бизнесмен воздержался. «Многие идеи, которые работают в Японии, из‑за разности менталитетов не будут в Украине эффективными, — отмечает Юркевич. — Их нужно адаптировать с учетом культурных особенностей». В качестве примера он приводит опыт Toyota при открытии завода в России, когда планы не выполнялись из‑за многочисленных опозданий сотрудников на работу. Японцы первое время не могли понять, как такое вообще возможно.
Айтишники везут из Японии более осязаемые результаты. «Это была поездка в будущее, — воодушевленно рассказывает директор по информационным технологиям управляющей компании EastOne Андрей Погорелый. — Мы изменили подход к предоставлению IT-услуг в EastOne, выделив 10 базовых сервисов, и вели по ним фиксированную оплату. В итоге за первые же месяцы расходы на IT были снижены на 30%». Общение с коллегами из японских телекоммуникационных компаний помогло Погорелому спрогнозировать, какой объем цифровых данных будет передаваться медиахолдингом StarLightMedia в ближайшие годы.
«Мы построили оптоволоконное кольцо передачи данных и специальную магистральную сеть, по которой на больших скоростях передается все видео, — говорит Погорелый. — Есть резерв минимум на 10 лет. Экономия будет измеряться миллионами долларов».
Посетил Японию и Маглюй из «Инкома». Собственник компании Александр Кардаков вряд ли доволен результатами этой поездки. Через четыре месяца после возвращения Маглюй создал собственный бизнес: компанию «Ареон Консалтинг», в которой и реализовал большинство идей, подсмотренных в Японии. «Я поинтересовался у члена совета директоров Toyota, за счет чего их машины дешевле американских, — вспоминает Маглюй. — В ответ услышал: «Если бы у нас была такая же административная надстройка, то машины были бы такими же дорогими». Маглюй строго придерживается правила держать админрасходы в ежовых рукавицах. В его фирме нет ни секретарей, ни офис‑менеджеров. Менеджерская надстройка, включая финансового директора, состоит из пяти человек, притом что в компании работает более 100.
Еще один японский урок — максимальная визуализация задач и процессов. «Японцы говорят: если проблема не визуализирована, ее невозможно решить», — отмечает Маглюй. Сегодня графические доски висят в каждой комнате его офиса, на кухне — даже две.
«Каждый может найти в Долине что-то для себя: Здесь сумасшедшая концентрация бизнесов»
Больший интерес, чем Япония, у отечественных бизнесменов вызывает только Кремниевая долина. Бондарь восемь раз возил группы в туры по Facebook, Google, Twitter и другим звездным IT‑компаниям. «В Кремниевой долине топ‑менеджер или владелец бизнеса может получить самые инновационные знания в управлении, — полагает финансовый директор компании Global Spirits Юрий Сухина, посетивший Долину дважды. — Мне было интересно понять: как управляются быстрорастущие IT‑компании, почему они лидеры рынка, почему стоят миллиарды, куда нам следует двигаться, чтобы стать компанией №1 на алкогольном рынке». Климов из «Новой Почты» летал в Калифорнию, чтобы разобраться в природе инноваций: как они рождаются, внедряются, как ими управлять, как идеи становятся большими проектами.
«Каждый бизнесмен может найти в Долине что‑то для себя: здесь сумасшедшая концентрация предпринимательства, — уверяет Бондарь. — Но что разрывает шаблон абсолютно всем, так это «битва за мозги» и способы решения HR‑задач». «У нас разговор с кандидатом начинается с заработной платы, там — с вопроса, куда идет человек, что для него является вызовом, какой масштаб задач он перед собой ставит», — комментирует Климов.
Ответив на вопрос, чему бы хотели учиться бизнесмены, Бондарь создал прибыльный бизнес DR
В 2012 году Юркевич повез своих топ‑менеджеров в Долину с конкретной целью. Он задумал открыть в Украине бизнес‑инкубатор и в Америке хотел досконально изучить, как устроена лучшая в мире экосистема по производству инноваций.
«Цель была посмотреть на инфраструктуру, чтобы у всей команды сложилось единое представление о том, как это нужно делать, — говорит Юркевич. — Понять, как устроен процесс превращения идейных молодых людей в эффективную компанию». Можно сказать, что с задачей они справились: сегодня инкубатор Юркевича взращивает семь стартапов. Для ритейлеров Бондарь подготовил программу, состоящую из посещения только крупнейших сетевых магазинов США и общения с их топами. Перенимать опыт Walmart, Home Depot и Target летали владельцы сети строительных гипермаркетов «Эпицентр» Александр и Галина Гереги, топ‑менеджеры Fozzy Group, Х5 Retail Group, «О’Кей» и десятка других компаний. «Ритейлеры больше хотят посмотреть, сфотографировать и «потрогать руками», понять, как все устроено в самых эффективных компаниях, начиная с того, как выложены яблоки, и заканчивая логистическим хабом», — рассказывает Бондарь.
Американские и европейские гиганты ритейла не имеют ничего против промышленного шпионажа, ведущегося из нашей страны: в украинских компаниях они не видят даже потенциальных конкурентов.
В 2012 году Черняк заявил, что Global Spirits выйдет на рынок США. Для Бондаря это обернулось заказом на организацию корпоративного тура по американским продуктовым сетям.
«Нам было важно посмотреть, как работает дистрибуция и продвижение брендов в американских сетях», — поясняет Сухина.
По его словам, в ходе встреч с управленцами сетей и аналитиками алкогольного рынка менеджеры Global Spirits собрали информацию, которой компании хватит не только на то, чтобы выйти на рынок, но и пару лет продержаться на нем. «Работать на американском рынке намного проще, чем в России или Украине, но предпочтения у жителей США совершенно другие, — констатирует Сухина. — Я бы никогда не подумал, что бутылка водки емкостью 1,75 литра может быть популярной и занимать существенную долю». На этот год финансовый директор Global Spirits поручил Бондарю организовать тур по крупнейшим банкам Америки. «Мы хотим преуспеть на американском рынке, и мне нужно понять, как устроена финансовая система», — говорит Сухина.
Бывают у Бондаря и более экзотические заказы. Например, российский Сбербанк просил организовать встречу своих топ‑менеджеров со Стивом Джобсом.
«Я отказался. Во‑первых, мы не занимаемся индивидуальными встречами. Но если бы даже захотел, то, наверное, не смог бы: Джобс был уже очень болен. К тому же Apple — закрытая компания: только шесть человек имеют право публично выступать», — объясняет предприниматель.
И все же ограничение на индивидуальные встречи можно обойти. Бондарь рассказывает, что пару лет назад участник списка Forbes выкупил все 15 мест в туре, полетел в него один и сразу после встречи с интересующим его топ‑менеджером на собственном самолете вернулся в Украину. Впрочем, такая демонстрация богатства и статуса — исключение. «У 99% наших соотечественников понты заканчиваются при прохождении паспортного контроля», — уверяет Бондарь. По его наблюдениям, чем богаче человек, тем больше он стремится узнать в ходе общения с иностранными топами, задает стратегические вопросы.
«Я бы хотел сказать, что мы «продаем» бизнесменам знания, но это не совсем правда, — признается Бондарь. — Скорее предприниматели едут за новыми идеями, проверенными на практике, но главное — за вдохновением и мотивацией». Спрос на вдохновение растет. Если в 2012 году компания Бондаря провела шесть поездок, то на 2013‑й запланировано восемь.
Путевые заметки
Выдержки из постов Эдуарда Рубина в Facebook, посвященных туру по IT-компаниям Индии, март 2013 года
● Первая встреча с Суджаной Чоудхари — экс-президентом TiE (Ассоциации индийских предпринимателей). Рассказал любопытные факты об индийской IT‑индустрии.
● В 1985‑м началось строительство первого технопарка, в тот год доход Индии от IT‑услуг составил менее $1 млн. За 2012‑й 5 млн индийских программистов произвели услуг на сумму $101 млрд, из которых 70% — это экспорт. Рост по сравнению с 2011 годом — 15%. К 2020‑му Индия прогнозирует доход от IT‑услуг в $1,5 трлн. За год в Индии выпускается 4,4 млн бакалавров, почти каждый четвертый — в сфере IT.
● Посетили машиностроительную компанию Mahindra Satyam. Из 150 000 сотрудников почти 2/3 работают в IT‑подразделении. Это космос! Даже презентация проходила на всю стену. Но самое интересное, что вице‑президент компании был военным моряком в СССР. Вечером пели песни Аллы Пугачевой и братались по‑флотски.
● Побывали в индийском Facebook. Он представлен в Индии онлайн‑сервисом, собирающим рекламу. Офис, как в Америке: бесплатное питание, спортивные залы. Поражает параноидальное отношение всех индийских компаний к безопасности и секретности. Нам разрешили снимать только на входе, а остальные фото сделаны партизанским методом.
● Компания СА очень интересная. Сегодня здесь работают 13 500 человек. Это первая в мире компания, которая заработала $1 млрд только программированием, и она же первой среди софтверных фирм провела IPO. В прошлом году ее оборот составил $4,8 млрд.
● Средняя текучесть кадров в отрасли — 25-30% в год! В СА текучесть — 14%. Для решения этой проблемы компании создают собственные учебные центры и берут на учебу «фреш»: так называют только закончивших колледж.
● Налоговая служба не приходит никогда, она обязана консультировать IT‑компании в первоочередном порядке. Самое важное, что софтверные компании зарабатывают валюту, повышают благосостояние сотрудников.
Комментарии