Большинство стартапов, прежде чем начать попытки играть по-крупному, пробуют набить руку на домашнем рынке. Тренируются, руководствуясь правилом: лучше день потерять, потом за пять минут долететь. Основатели прямо так и ставят себе задачу — два-три года развития бизнеса в России, выход на окупаемость и затем экспансия на зарубежные рынки. Казалось бы, логика в таком подходе есть. Но увы: логика обманчивая, пишет Slon.ru.
Синдром домоседов. Как не проспать мировой успех?
Рынок информационных технологий — один из самых интернациональных. Однако российский IT-бизнес составляет менее 2% от мирового. Это означает, что если вы компания №1 на своем рынке и контролируете, скажем, 50-процентную его долю, то в общемировом масштабе будете довольствоваться 1%, не более. И напротив: если вы в первой десятке или даже тридцатке на рынках Северной Америки, то легко можете оказаться в несколько раз больше всего российского IТ-рынка.
Компания «Яндекс» слишком долго фокусировалась на местном рынке, не помышляя об экспансии. Нельзя сказать, чтобы это был безупречный расчет. У себя дома «Яндексу» сегодня приходится держать глухую оборону, защищаясь от мирового гиганта Google. Другой результат медлительности в международном развитии: компания вынуждена идти лишь туда, где Google не успел развернуться в полную силу (например в Турцию).
Несомненно, «Яндекс» все еще успешная компания, но каждый год Google подтачивает этот локальный успех. «Лаборатория Касперского» выбрала иной путь. Лицом к лицу столкнувшись с экспансией западных вендоров, она решила вести войну на территории противника. В результате сегодня компания Евгения Касперского занимает четвертое место среди антивирусных компаний мира. Учитывая размеры рынка, это очень хороший результат. Но все-таки не лучший. Кстати, это дало компании дополнительные козыри в борьбе и за родные два процента, которые, впрочем, после мирового успеха уже были для нее не так принципиальны. Но вот что интересно: а смогла бы компания стать лидером — скажем, войти в первую тройку, если бы сразу ориентировалась на глобальные рынки?
Ситуация не умозрительная. Компании с российскими корнями, которые изначально ориентировались на глобальный рынок, и вправду многого добились. Parallels, разработчик облачного ПО для сервис-провайдеров, начали завоевывать нишу на мировом рынке, когда в России про облака даже не говорили. Мировой успех позволил компании без труда прийти в Россию и фактически влиять на формирование рынка облачных услуг. Другой пример — Ecwid, разработчик популярного электронного магазина, который легко встраивается в любой сайт или страничку в социальной сети.
Ecwid сконцентрировалась на работе с Facebook и очень быстро стала лидером, особенно после того, как «съела» своего ближайшего конкурента. Если бы Ecwid начала развитие с «российского фейсбука», готов поспорить, сейчас ребята не ездили бы по топовым мировым конференциям, и им бы едва хватало денег на зарплату команде. К сожалению, положительных примеров тут немного. Куда меньше, чем поучительных историй о некогда успешных российских компаниях, уничтоженных западными интервентами.
Помните, был такой популярный текстовый и табличный редактор «Лексикон», который в девяностые годы стоял на 95% (!) российских компьютеров? Он исчез почти сразу после выхода на наш рынок Microsoft с его офисным пакетом. Бесславный конец ожидал и многочисленных российских производителей телекоммуникационного оборудования и программного обеспечения. Но дело это прошлое. К нашим компаниям приходит понимание важности глобальных ставок. Например, в России есть два производителя хороших центров обработки данных: Infratel (ориентирована на малый бизнес) и Naumen (решения для аутсорсинговых call-центров).
Обе компании имеют хорошие технологии, но они так долго ограничивались отечественным рынком, что дождались прихода тяжелой артиллерии: Cisco, Avaya, Alcatel и других. По счастью, они вовремя спохватились. В прошлом году Infratel сумела выйти в США. А ребят из Naumen, сделавших первый шаг в направлении Азии, поразили невероятные размеры тамошнего рынка аутсорсинговых call-центров, который они так долго игнорировали. Сегодня обе эти компании обрели второе дыхание. А при желании могли бы открыть для себя мир намного раньше.
Константин Анисимов
Комментарии