Сегодня самая актуальная тема для выпускников школ и их родителей — экзамены, как выпускные, так и вступительные, ВНО и качество высшего образования. При этом, учитывая, что большинство вузов выпускают специалистов, у которых практически нет шансов устроиться по своей основной профессии, модернизация и/или коренное реформирование системы высшего образования — неизбежны. Потому поиск решения задач, стоящих перед высшим образованием, а также обмен опытом стали основными темами дискуссии, инициированной Клубом общественного движения «Женщина и мир», которая состоялась в представительстве «Россотрудничества» (Киев) 7 июня.
Вызовы современной системы образования Украины
«Нас очень интересует поиск новых подходов к набору абитуриентов на обучение в российских вузах. Разумеется, мы ищем здесь партнеров, готовы применять современные методики и будем рады, если вы окажете поддержку в этом направлении», — отметил руководитель представительства «Россотрудничества» в Украине Константин Воробьев. Он также презентовал книгу «Сказки русских писателей», выпущенную совместно с фондом «Русский мир».
Акцентируя внимание на довузовском образовании, основатель первой в Украине частной школы Владимир Спиваковский отметил, что украинская система государственного образования нуждается не в модернизации, а в коренном преобразовании. «Построить на таком фундаменте уже ничего невозможно… Закончить вуз — дело нехитрое. А вот потом найти хорошо оплачиваемую работу в солидной фирме — это ценность! Вот для этого и существуют частные школы, что у нас, что на Западе. Американцы были бы круглыми дураками, платя в год по 30 тыс. долл., а за пять лет — 150 тыс. долл. за Йелльский университет, если бы не знали, что отобьют эти инвестиции за один-два года», — подчеркнул Спиваковский.
Одна из главных задач, стоящих сегодня перед вузами — наладить активное сотрудничество с работодателями, подчеркнул старший научный сотрудник Института высшего образования НАПН Украины, научный сотрудник Центра российских и евразийских исследований Университета Упсалы (Швеция) Сергей Курбатов. Именно этот путь позволит, по мнению ученого, преодолеть кризис в украинском высшем образовании.
«Увы, украинские университеты пока отсутствуют среди 500 лучших по версии международных университетских рейтингов. Но наши ведущие университеты уже близки к тому, чтобы войти в них — так, в рейтинге QS Киевский национальный университет им. Т.Шевченко был в 2012 г. среди 550 лучших, а НТУ КПИ в рейтинге Webometrics в январе 2013 г. занимал 510 позицию. Университетские рейтинги позволяют руководству университетов сориентироваться в основных направлениях образовательной политики в современном мире. Также они помогают абитуриентам определить оптимальный университет для получения будущей специальности. Многие рейтинги используют такой индикатор, как оценка университета работодателями. Это особенно актуально для Украины, где связь системы университетского образования и рынка труда остается проблематичной», — подчеркнул Курбатов.
Он также отметил, что, согласно отечественному рейтингу вузов «Компас» от мая 2013 г., с точки зрения взаимодействия университетов с рынком труда, лучшими стали НТУ КПИ, КНУ им. Т.Шевченка и КНЭУ им. В.Гетьмана.
На категорическую важность профориентации школьников при выборе будущих учебных заведения указал и президент Центра тестирования и развития «Гуманитарные технологии» при МГУ им. М.Ломоносова Алексей Серебряков. Он отметил, что единый государственный экзамен в РФ базируется на собственных, российских традициях.
«Не будем забывать: к началу эксперимента по ЕГЭ у нас уже были свои способы тестирования. В стране действовала развитая сеть централизованного тестирования, которой руководил Владимир Хлебников. Существовал «Телетестинг», созданный «Первым сентября». Кстати, в «Телетестинге» к тестированию по предметам предлагался общеинтеллектуальный блок. Мы рекомендовали учитывать его при поступлении в вузы. Но наш опыт не был принят на вооружение Министерством образования РФ. Видимо, он показался слишком революционным. В России система подготовки в вузы идет еще от создателей советской общей школы. Она базируется на глубоком изучении конкретных дисциплин. У нас в стране считается: если студент хочет изучать в вузе определенный курс, он должен сдать по нему вступительный экзамен. Хочешь стать физиком — изучай физику в школе, сдавай выпускной экзамен по физике, потом вступительный по физике — в вуз», — сказал Серебряков.
В заседании клуба также приняли участие вице-президент Института медиа-моделирования «Перспектива» Наталья Халимовская, независимый журналист Елена Кисилевич, финансист Оксана Побережная, финансист, руководитель молодежного отделения «Россотрудничества» Наталья Пащенко, представитель «Омеги» (частное военное партнерство) Сергей Разумовский, представитель Think! McCann Erickson Веста Гунченко, руководитель психологической службы Киева Елена Кепканова и др.
Комментарии - 8