Изменение налогообложения страховщиков спровоцировало рост объемов перестрахования в I квартале в 4,7 раза, что позволило компаниям страхового рынка нарастить премии сразу на 85%. При этом в лидеры вырвалась страховая компания «Кремень», а среди быстрорастущих игроков оказались «ИНГО Украина» и «Аска». По итогам года страховщики рассчитывают на перераспределение структуры рынка. Рисковые страховые компании в I квартале получили премий на 7,6 млрд грн, что на 85% больше, чем за аналогичный период прошлого года, говорится в предварительных итогах работы рынка, подсчитанных журналом Insurance Top. Объем предоставленных населению страховых услуг вырос всего на 7%, до 1,6 млрд грн. Основной прирост обеспечили операции перестрахования, объем которых вырос в 4,7 раза. Этот скачок вызван изменением системы налогообложения: с начала года премии по перестрахованию не облагаются 3-процентным сбором, пишет Коммерсант-Украина в статье «Страховая рокировка».
В десятке крупнейших страховщиков произошли изменения
По итогам I квартала лидером рынка стала страховая компания (СК) «Кремень», которая привлекла более 1 млрд грн. За весь прошлый год СК получила страховых премий на 607 млн грн, а в 2011 году она собрала 1,2 млрд грн. В компании не ответили на запрос о причинах роста премий. На втором месте оказалась «ИНГО Украина» с показателем 190 млн грн (+75,7%) благодаря переоценке активов крупнейших клиентов компании. «В результате этого вырос объем страховых сумм и, как следствие, страховых премий»,— рассказали в компании. С первого на третье место по премиям упала «АХА Страхование» (164 млн грн; см. справку).
Практически все компании из топ-10 сумели нарастить объемы привлеченных премий. Лидером по темпам роста стала «Аска», увеличившая портфель на 104,5%. «Более чем вдвое выросли сборы страховых платежей по договорам личного страхования — от несчастного случая, от заболеваний, ДМС, кроме того, наблюдается прирост по договорам страхования имущества, транспорта и грузов»,— сообщили в СК. Основной приток средств обеспечило страхование имущества компаний, которые входят в холдинг СКМ. Например, ДТЭК «Днепрэнерго» в марте выбрало компанию «Аска» для страхования имущества Запорожской, Криворожской и Приднепровской ТЭС на сумму 10,6 млн грн.
«Альфа Страхование» увеличила премии на 40,5% «за счет потребительского сегмента — страхования имущества и ответственности физических лиц», говорят в компании. В 2012 году страховщик расширял присутствие, например начал сотрудничество с торговой сетью «Эльдорадо» (см. «Ъ» от 26 ноября 2012 года). «Уника» сумела увеличить сбор платежей на 29,5%. «Мы достигли этого благодаря притоку новых клиентов, в том числе в результате развития собственных региональных отделений и каналов продаж»,— объясняет исполнительный директор «Уника» Тамаш Райнаи. По его словам, розничные клиенты покупают экспресс-продукты, а корпоративные — комплексные программы по медицинскому страхованию, страхованию имущества и ответственности.
Из первой десятки объемы собранных премий снизились только у трех компаний: «Провидной» (-4,2%), «АХА Страхование» (-8,8%) и «Оранты» (-18,1%). Сокращение объемов бизнеса «Провидной» участники рынка связывают со сменой руководства компании. В марте вместо Ирины Сиренко компанию возглавил руководитель ростовского филиала «Росгосстраха» Евгений Пахомов. Кадровые перестановки стали причиной снижения премий и «АХА Страхование». В ноябре компанию покинул заместитель председателя правления, директор департамента корпоративного бизнеса Сергей Авдеев, который отвечал за развитие запорожского филиала. После того как господин Авдеев возглавил «Арсенал Страхование», он переманивал сотрудников и клиентов запорожского филиала. В результате по итогам трех месяцев СК собрала на 56,2% больше премий, чем годом ранее.
Снижение премий «Оранты» наблюдается уже четвертый год подряд, но нынешнее снижение стало максимальным за все время. «Падение произошло исключительно за счет ОСАГО в январе и марте, что было связано с общей ситуацией на рынке. Но уже в апреле ситуация стабилизировалась. По другим линиям бизнеса ситуация стабильная»,— говорит заместитель председателя правления «Оранты» Александр Розгон. Однако в I квартале она сохранила первое место по проданным полисам.
Если тенденции I квартала сохранятся, по итогам года произойдет существенное перераспределение долей рынка у основных его игроков. «По итогам года мы намерены удержаться в пятерке лидеров, для этого будем развивать новые продукты и еще активнее работать над качеством обслуживания клиентов. Рознице планируем предложить ряд новых продуктов страхования по доступным ценам, которые заинтересуют потенциальных клиентов со средним уровнем дохода. Кроме того, мы намерены уделить большое внимание сотрудничеству с банками, автосалонами и другими партнерами»,— пообещал Тамаш Райнаи. «Ожидаем рост наших продаж на 25% за счет добровольного страхования имущества физических лиц и добровольной ответственности перед третьими лицами, а также полагаем, что умеренный рост будет наблюдаться в таких видах страхования, как КАСКО, ОСАГО и ДМС»,— рассказали в СК «Альфа Страхование».
Виктория Руденко
Комментарии