За последнее время в соцсетях возродились обсуждения простой, но действенной мошеннической схемы «угона» SIM-карты у абонентов предоплаты. В обсуждениях схема выглядит так: абоненту звонят множество раз, добиваются, чтобы он перезвонил, затем заказывают у оператора услугу восстановления SIM-карты, когда для идентификации абонента его просят назвать несколько последних номеров, пишет Аin.ua.
Как мобильные мошенники могут «увести» SIM-карту у абонента предоплаты
Кроме того, если абонент еще и публиковал номер своей банковской карты в онлайне (например, на сайте онлайн-объявлений, чтобы получить деньги за товар), есть возможность того, что мошенники, получив доступ к SIM-карте, доберутся и до счета, привязанного к телефону. Например, для того, чтобы снять деньги с банкомата без карты, используя услугу «Экстренные деньги» от «ПриватБанка», нужно иметь только номер карты и мобильный телефон, привязанный к карте, на руках.
Как объяснили в компании «Киевстар», услуга замены SIM-карты действует уже много лет, и для этого абонент должен подтвердить, что именно ему принадлежит номер телефона, который связан с восстанавливаемой SIM-картой. Контрактные абоненты предъявляют паспорт, а припейд-абоненты, поскольку обслуживаются обезличено, проходят процедуру идентификации. «Это достаточно сложный механизм проверки, и мы не хотим раскрывать его особенности. Просто назвать какой-либо номер мобильного телефона, с которого звонили несколько раз, и получить новую SIM-карту, связанную с каким-либо номером телефона, невозможно», — уверяют в компании.
В то же время, в «Киевстар» предупреждают, что некоторые банки ввели возможность снятия с частных банковских счетов денежных средств, без персонального обращения клиента в банк, и без использования клиентом банковской карты, а по простому паролю, который приходит на мобильный телефон. То есть, банк определяет владельцев денежных счетов не по картам, а по номерам анонимных мобильных телефонов. Это, считают в компании, может стимулировать мошенников к попыткам захватить SIM-карту.
В компании советуют придерживаться нескольких простых советов, чтобы не рисковать своим номером и счетом:
- не используйте в повседневном общении, и не указывайте в публичных объявлениях номер мобильного телефона, который связан с банковской картой;
- ни под каким предлогом не сообщайте незнакомым людям номер мобильного телефона, который используете для получения паролей доступа к банковскому счету;
- если часто размещаете объявления, есть смысл написать заявление о переводе на контрактное обслуживание, в этом случае персональные данные абонента будут внесены в информационные системы оператора;
- попробуйте услугу «Дополнительный номер», с помощью которой на одну SIM-карту «прописывается» два номера. Таким образом, один номер может использоваться для связи с банковской картой, другой — для общения;
- если вы стали жертвой мошенников, необходимо сразу обращаться в правоохранительные органы.
Единственный более-менее надежный способ защитить свой телефон от посягательств — перейти на контрактную форму обслуживания, считает руководитель группы Netton.Telecom Роман Химич. В таком случае полномочные представители операторской компании обязаны надлежащим образом идентифицировать своего клиента при совершении значимых действий с номером. А когда речь идет об анонимных абонентах предоплаты, операторам проще вообще отказаться от возможности восстановления утерянных/украденных карт, нежели дополнительно усложнять процедуру идентификации их настоящих владельцев. «Или максимально защищённый контракт, или априори уязвимый анонимный припейд — так выглядит выбор для украинского абонента», — считает он. Ведь по закону, операторы не обязаны идентифицировать абонентов припейда.
Кроме перехода на контрактную форму, есть еще несколько вариантов «страховки» от подобных схем. Например, абонент может использовать для расчетов в интернете отдельную карту, на которой для этих целей постоянно будет содержаться незначительная сумма денег.
Комментарии