Пассажирам экспрессов Hyundai, пострадавшим из-за частых поломок этих поездов, не удается отстоять свои права. Суды отклонили уже два таких иска на основании того, что у пассажиров не было убедительных доказательств их присутствия на рейсе — билеты не были именными. Всего в «Укрзализныцу» за компенсациями на общую сумму 47 тыс. грн обратились около 400 человек, пишет Коммерсант-Украина в статье «Суд в один конец».
Пассажирам Hyundai отказываются возмещать ущерб
Вчера Соломенский районный суд Киева отклонил иск юриста Украинского Хельсинкского союза по правам человека Максима Щербатюка, пострадавшего из-за поломки скоростного поезда «Интерсити +» (экспрессы Hyundai Rotem) в октябре прошлого года. Днем ранее этот же суд оставил без рассмотрения аналогичный иск другого пассажира.
Это первые решения по искам пассажиров новых скоростных поездов «Укрзализныци». В январе партнер юркомпании «Правочин» Александр Онищенко заявлял, что из-за опозданий поездов Hyundai и неудобств, причиненных пассажирам во время путешествия, в «Укрзализныцу» за компенсациями на общую сумму 47 тыс. грн обратились около 400 человек. Однако ни одно заявление не было удовлетворено — в «Укрзализныце» ссылались на отсутствие норматива о порядке возмещения. После этого ряд пассажиров подали на администрацию в суд.
Максим Щербатюк рассказал, что поезд, в котором он ехал из Харькова в Киев, сломался через полчаса после отправления. Состав оттянули в поле и там пересадили пассажиров на другой поезд, который прибыл в Киев с опозданием на 3 ч 40 мин. Все это время пассажирам не объясняли причин задержки.
«Поезд при этом не отапливался (это произошло в октябре), а пассажирам не предоставили горячих напитков»,— рассказал Максим Щербатюк.
На киевском вокзале пассажирам экспресса не удалось получить компенсацию за задержку и изменение класса поезда. Во-первых, в октябре еще не был принят порядок возмещения ущерба за опоздание Hyundai Rotem (он не разработан до сих пор). А во-вторых, на билетах не было соответствующих отметок, подтверждающих поломку поезда и присутствие пассажира на рейсе. Составить акт о поломке и проставить в билетах пассажиров необходимые штампы должны были проводники или начальник рейса.
«За все время путешествия поговорить со стюардами или начальником поезда было невозможно, они избегали общения с пассажирами и никому ничего в билетах не отмечали,— рассказал господин Щербатюк.— В результате я не получил компенсации, а из-за опоздания поезда не смог провести день со своим сыном, которого редко вижу из-за постоянной занятости».
Максим Щербатюк подал в суд на «Укрзализныцу» и Украинскую железнодорожную скоростную компанию (оператор десяти скоростных поездов в Украине). Истец потребовал возмещения морального ущерба в размере 1000 грн, 21 грн пени и 99 грн компенсации за изменение класса поезда. Он также потребовал обеспечить качественное обслуживание пассажиров и убрать с сайта «Укрзализныци» неправдивую, по его мнению, информацию о надежности и скорости новых экспрессов — именно из-за нее он решил воспользоваться новым поездом.
«Информация о том, что движение скоростных электропоездов „Интерсити+“ осуществляется по четко рассчитанным графикам, а погодные условия и другие факторы не оказывают столь значительного влияния на соблюдение графика движения, как в случае с другими видами транспорта, не соответствует действительности»,— подчеркнул Максим Щербатюк.
Основным аргументом представителей «Укрзализныци» и Украинской железнодорожной скоростной компании на суде была невозможность истца доказать факт своего присутствия на конкретном рейсе. Представитель «Укрзализныци» Константин Астрюхин заявил, что без соответствующих штампов и доказательств иск безоснователен: «Мы отрицаем то, что он (истец Максим Щербатюк) был пассажиром». Убирать информацию с сайта в «Укрзализныце» также не считают необходимым. «Это информационный сайт, и информация на нем — оценочное суждение, а не реклама»,— подчеркнул господин Астрюхин.
Управляющий партнер адвокатского объединения «Головань и партнеры» Игорь Головань отмечает, что если пассажир не выполнил процедуру, прописанную в условиях перевозки, то это действительно может усложнить или сделать невозможным взыскание компенсаций. В соответствии с правилами перевозок письменные подтверждения опоздания поезда выдаются на станции назначения после предъявления проездного документа с соответствующей отметкой. Но партнер адвокатской фирмы Paritet Игорь Кирилюк напоминает, что сами правила не прописываются на проездных документах, и пассажир зачастую о них даже не знает. «Пассажиру не нужно доказывать, что он был на поезде. Достаточно того, что у него есть билет на руках и несколько свидетелей»,— добавляет господин Кирилюк.
Игорь Головань напоминает, что правилами предусмотрены случаи, когда переоформление проездных документов в случае неисправности поезда осуществляется без участия пассажиров. Кроме того, в тех же правилах перевозок говорится о том, что работники железной дороги должны проявлять к пассажирам заботу и внимание. «А разве проявление заботы и внимания не включает помощь во всякого рода формальностях? И разве не стоило бы в ходе слушания дела в суде выяснить, почему забота о пассажирах не была проявлена и они все не были обеспечены по прибытии поезда необходимыми отметками?» — спрашивает Игорь Головань. Эксперт добавляет, что в Украине очень небольшая доля граждан обращаются в суд для защиты своих потребительских прав: «В западных странах эта доля намного больше, так как там в случае выигрыша процесса гражданам компенсируется в полном объеме стоимость услуг юриста».
Елена Синицына, Вероника Гаврилюк
Комментарии - 5
А насчет маразма, то это да…
Это все сарказм.
Просто далеко не всё можно решить чисто рыночными методами, как предлагают отдельные «продвинутые» молодые люди. Вернее, практически ничего не решают эти методы в части жизнеобеспечения людей. И выбираем мы постоянно не то, что хотим, а из того, что есть…