Группа государств по борьбе с коррупцией (GRECO) Совета Европы опубликовала отчет о реформах в Украине. За минувший год достигнут минимальный прогресс, а власть лишь имитирует деятельность, полагают в Страсбурге. Этот вывод может создать проблемы в ходе безвизового диалога с ЕС, пишет Коммерсант-Украина в статье «Борьбе с коррупцией отказали в визе».
Отчет GRECO усложнил визовую либерализацию
Аналитики GRECO, ранее одобрявшие работу Национального антикоррупционного комитета, изменили позицию и потребовали от Украины создать новый орган по противодействию коррупции. Это означает, что Киев не успевает выполнить первую фазу плана действий визовой либерализации в утвержденные ранее сроки, отмечают эксперты. В среду Министерство юстиции и Совет Европы (СЕ) обнародовали отчет о действиях Киева в сфере антикоррупционной политики, составленный экспертами GRECO. Это третий подобный отчет данной организации (предыдущие публиковались в 2009 и 2012 годах). Документ выдержан в критическом тоне — Страсбург фактически обвинил Киев в имитации деятельности.
«С 2009 года в рамках выполнения рекомендаций GRECO проводились многочисленные и зачастую противоречащие друг другу мероприятия, которые при этом не получали продолжения, направленного на достижение содержательного результата»,— говорится в документе. По оценкам СЕ, с момента публикации предыдущего отчета Украина выполнила две рекомендации, за предыдущий период — 12. Выполнены требования о разработке при участии гражданского общества этического кодекса госслужащих, а также государственной программы по предотвращению и противодействию коррупции.
Примечательно, что и в перечисленных сферах не все эксперты согласны с положительными оценками GRECO. Президент Transparency International Ukraine Алексей Хмара отметил, что общественный мониторинг для Минюста выполняла «Всеукраинская специальная коллегия по борьбе с коррупцией и организованной преступностью». «Это липовая общественность — на самом деле организация очень близка к властным структурам. Она делает многие полезные вещи, но в вопросах государственной антикоррупционной политики она подконтрольна власти»,— уверен эксперт.
Глава упомянутой коллегии Юрий Лавренюк категорически отверг претензии в свой адрес.
«Transparency и другие организации тоже приглашали, но они не вошли в группу, поскольку работают не над борьбой с коррупцией, а над распределением грантов»,— уверен он.
Несмотря на жесткое взаимное противостояние, оба эксперта считают обоснованными ключевые претензии GRECO в адрес Украины — по 11 рекомендациям оценка СЕ осталась негативной. Страсбург, в частности, критикует Киев за затягивание реформы административного судопроизводства и за проблемы с обеспечением независимости судей.
Отдельного внимания заслуживает провал Украины в выполнении первого пункта из списка рекомендаций СЕ — о создании независимого органа по надзору за реализацией национальной антикоррупционной стратегии. Киев еще в 2010 году решил, что таким органом является Национальный антикоррупционный комитет (НАК) при президенте, GRECO в своем предыдущем отчете одобрила такой подход, предложив власти лишь внести изменения в состав НАК. Однако за минувший год эксперты Совета Европы изменили позицию на противоположную.
Национальный антикоррупционный комитет был создан в 2010 году как консультативно-совещательный орган при президенте Украины, но его активная работа вскоре была приостановлена — последнее заседание НАК состоялось в сентябре 2011 года. Эксперты неоднократно критиковали комитет за бездеятельность. Летом 2012 года единственный представитель общественных организаций в его составе, Алексей Хмара, подал заявление о выходе из НАК.
Несмотря на очевидные проблемы в работе НАК, Киев считал, что факт его создания является достаточным для выполнения одного из ключевых требований плана действий визовой либерализации с ЕС (ПДВЛ) в части борьбы с коррупцией. Основанием для оптимизма являлись прошлогодние выводы GRECO, к которым прислушивается Еврокомиссия. Обнародованный сегодня отчет GRECO лишает Киев доказательной базы в диалоге с Брюсселем.
«Есть сомнения в достаточной независимости данного органа, в котором председательствует президент и все члены назначаются президентом»,— говорится в документе.
Президент Виктор Янукович неоднократно заявлял, что ожидает перехода на вторую стадию ПДВЛ на ноябрьском саммите Восточного партнерства в Вильнюсе. Однако теперь эти планы выглядят нереальными. «Украина не позже июня должна передать в Еврокомиссию отчет о прогрессе в выполнении ПДВЛ. Без создания нового органа ЕС признает прогресс недостаточным. Законопроекта об антикоррупционном органе нет ни у президента, ни у правительства, разработать и принять его за месяц — нереально. Поэтому у меня ощущение, что мы уже проиграли эту битву»,— сказала руководитель организации «Европа без барьеров» Ирина Сушко.
Собеседники полагают, что власть намерена возобновить деятельность НАК, пытаясь доказать Брюсселю, что этот орган дееспособен. «Работа идет полным ходом, в ближайшее время мы ожидаем заседания НАК»,— заявили в пресс-службе Совета национальной безопасности и обороны (секретарь Совбеза Андрей Клюев является также секретарем НАК). Юрий Лавренюк рассказал, что его должны назначить на место, оказавшееся вакантным после ухода Алексея Хмары, а президент готовит указ с календарным планом заседаний НАК, чтобы показать, что этот орган будет проводить регулярные заседания. Однако эксперт не верит, что эти усилия в Брюсселе признают достаточными.
«Нам надо признать, что НАК — это не антикоррупционный орган, а Украина пыталась замылить Европе глаза, доказывая, что с его созданием она выполнила требование ПДВЛ»,— отметил господин Лавренюк.
Комментируя отчет GRECO, эксперты отметили также, что к моменту обнародования документ устарел — он отображает прогресс Украины с начала 2012 по февраль 2013 года, когда экспертам Совета Европы были предоставлены последние пояснения украинской стороны. Между тем в последние недели Верховная рада утвердила ряд законопроектов в сфере противодействия коррупции.
«За май мы выполнили четыре рекомендации GRECO, еще одна на подходе — вероятно, уже в четверг мы примем законопроект об уголовной ответственности юридических лиц. Это будет констатировано в следующем отчете»,— рассказал глава парламентского комитета по вопросам борьбы с организованной преступностью и коррупцией Виктор Чумак (УДАР).
Сергей Сидоренко
Комментарии - 1