Минфин - Курсы валют Украины

Установить
22 мая 2013, 12:28 Читати українською

Клименко передо мной задач не ставит — Виталий Хомутынник

В свои 37 лет регионал Виталий Хомутынник входит в число депутатов, которые могут и решают в Раде важные вопросы. Когда-то — самый молодой нардеп парламента, теперь возглавляет один из ключевых комитетов — по вопросам налоговой и таможенной политики. Под руководством регионала трудятся несколько участников рейтинга 100 богатейших Forbes: депутаты Игорь Еремеев, Тариэл Васадзе, Александр Герега. Через комитет Хомутынника проходит большинство идей чиновников из Министерства доходов и сборов (МДС) и Минфина.  

Клименко передо мной задач не ставит — Виталий Хомутынник
Фото с сайта zn.ua

На этой неделе на повестке дня комитета — сразу два важных вопроса: трехкратное повышение ставок акциза на пиво (планируют рассмотреть 22 мая) и законопроект о трансфертном ценообразовании (так называемый «офшорный»).

Последний документ, который разработали в МДС, бизнес не поддерживает. Свои поправки предприниматели планировали внести на этапе доработки законопроекта в комитете, но в ведомстве Александра Клименко настояли на своем, и документ остался в исходной версии. Почему так случилось, и какие еще инициативы чиновников могут быть приняты с подачи профильного комитета, Хомутынник рассказал в интервью Forbes.

Льготный тариф

— Сегодня в правительстве обсуждают несколько важных для бизнеса изменений. Одно из них — снижение ставки НДС для аграриев до 7%. Депутаты поддержат инициативу налоговиков?

Аграриев пока никто не трогает. Единственное, что сейчас реально обсуждается в Министерстве финансов, это продление моратория на нулевую ставку НДС на экспорт зерна.— Аграриев пока никто не трогает. Единственное, что сейчас реально обсуждается в Министерстве финансов, это продление моратория на нулевую ставку НДС на экспорт зерна. В Минфине предлагают как минимум на два года продлить эту норму. А это 10-12 млрд гривен в год. 

— Другие налоговые льготы тоже будут пересматривать?

— Этим вопросом занимаются в МДС и Минфине. Эксперты смотрят, насколько существующие льготы обоснованы. Например, по льготам на медикаменты есть аналитика, которая показывает, что полно товарных позиций, где больше зарабатывают посредники. Если вернуть им 20% НДС, они бы меньше зарабатывали. А вот легкая промышленность и отельный бизнес — сферы, которые, я считаю, нуждаются в преференциях.

— Эти льготы вы внесли в Налоговый кодекс, создание которого курировали три года назад. По-вашему, он работает эффективно?

— Обо всем можно сказать: это работает неэффективно. В 2010 году мы сделали серьезный шаг по снижению налогов. С 2014 года мы выходим на ставку налога на прибыль в 16%. А НДС в следующем году составит 17%, если не будет перенесен срок снижения этой ставки.

— Отсрочить снижение ставки НДС — одно из требований МВФ. Какова вероятность того, что это произойдет?

— Этот вопрос обсуждается в правительстве. Снижение ставки НДС обойдется бюджету в 20 млрд гривен — это 5% всего бюджета Украины. То есть эти деньги где-то нужно будет взять. Решение по отсрочке еще не принято, но оно стоит на повестке дня.

Разные приоритеты

— В числе главных задач налоговиков — введение всеобщего декларирования. Соответствующий законопроект, по словам Климено, будет готов через три месяца. Вы намерены его поддержать?

— Давайте сразу уточним: Клименко передо мной задач не ставит. Приоритеты Налоговой — это приоритеты Налоговой. Приоритеты комитета — это приоритеты комитета. Если говорить о всеобщем декларировании, мы сейчас не на том этапе, когда стоит рассматривать вопрос внедрения всеобщего декларирования.

Мы сейчас не на том этапе, когда стоит рассматривать вопрос внедрения всеобщего декларирования. — Какие изменения приоритетны для вашего комитета?

— Корректировка налогового кодекса и таможенная реформа. Но в вопросе определения таможенной стоимости мы работаем самостоятельно. С министерством мы тут не единомышленники. У МДС более фискальный подход.

— Бизнес жалуется, что Таможенный кодекс не работает. Многие группы товаров оформляются по усредненным ценам, которые устанавливают таможенники. Вам об этом известно?

 

— На импорт товаров есть так называемый индикатив цен. И вот этими индикативами министерство действительно несколько злоупотребляет. Например, поднимает планку индикативов, которые могут отличаться в два-три раза от контрактной стоимости. Сейчас мы пытаемся это исправить.

— Как?

— В Таможенном кодексе есть процедура, по которой в течение 90 дней предприниматель должен перечислить в министерство на депозит деньги, и за это время доказать, что его цена правильная. Если докажет, тогда деньги ему возвращают. Мы хотим улучшить механизм пост-аудита, чтобы стоимость товара доказывал не предприниматель, а министерство. В понедельник я зарегистрировал такой законопроект в парламенте.

Законный вопрос

— В четверг, 23 мая, парламент планирует рассмотреть так называемый «офшорный» законопроект. Замечания бизнеса, о которых вы знали, в документе не учли. Почему?

— Мы не могли переписать документ на этом этапе — есть процедура. Один из вариантов — вообще отозвать законопроект и внести заново новую версию. Но это долгая и вязкая процедура. Было принято решение внести правки ко второму чтению.

— Что изменится в документе?

— Во-первых, мы хотим прописать в законопроекте четкий перечень источников определения цен сделок, чтобы предприниматели знали, что Кабмин не создаст потом какой-то свой отдельный «вестник цен». Есть цивилизованные площадки, откуда можно брать информацию. Например, Чикагская торговая биржа, где можно смотреть, сколько стоит кукуруза, пшеница. В таком случае указать цены по своему желанию будет невозможно. 

Но мы считаем, что контролировать нужно только экспорт. И я думаю, нужно вообще выбрать несколько отраслей — металлурги, химики, зернопроизводители и, возможно, ферросплавщики. — А во-вторых?

— Пока законопроект распространяется и на внутренние сделки. Но мы считаем, что контролировать нужно только экспорт. И я думаю, нужно вообще выбрать несколько отраслей — металлурги, химики, зернопроизводители и, возможно, ферросплавщики. Они занимают львиную долю экспорта. Зачем контролировать еще и сделки, например, в машиностроении или пищепроме?

— В чем, по-вашему, сложность?

— К примеру, Новокраматорский машиностроительный завод производит и поставляет технику за границу. Вот как можно установить, что индикативная цена на их технику не один миллион, а два миллиона гривен? В их продукции большая составляющая — это интеллектуальный труд и разработки.

— Глава совета Федерации работодателей Дмитрий Фирташ предложил проверять только сделки с офшорными зонами. Инициативу поддержали и другие бизнес-ассоциации. Это предложение в законопроекте также не учли?

— Подождите, есть европейские страны, например, Англия, Швейцария, Голландия, которые не считаются офшорными зонами. Но в этих странах действует льготное налогообложение, и провести сделку через трейдера в Швейцарии не составляет вообще никакого труда. Потому, какие страны будут контролировать налоговики, это сейчас не первоочередной вопрос.

— Законопроект не нравится не только оппозиции и бизнесу. Им недовольна часть внефракционных депутатов и даже депутаты большинства. Например — члены группы «За украинских промышленников, предпринимателей и работодателей», куда входят владелец корпорации «УкрАвто» Тариэл Васадзе, почетный президент концерна «Мотор Сич» Вячеслав Богуслаев, харьковский бизнесмен Анатолий Гиршфельд.

— С каждым из них я общаюсь и работаю. Но у нас сегодня около 40 депутатских объединений. У меня нет ни времени, ни желания встречаться со всеми… Мало ли кто еще решит объединиться в какую-то депутатскую группу — «За Слобожанщину», например. Что теперь?

Комментарии - 1

+
0
vicmarin37
vicmarin37
23 мая 2013, 10:33
#
Все время выискивается чтобы еще обложить налогом.
А интересно, почему доходы, полученные от вкладов в банках не облагаются подоходным налогом? Во всем мире облагаюся, а у нас нет. Ориентировочная сумма таких доходов равняется 40 млрд.гривен. Некоторые граждане удачно провернули сделки, положили на депозит по несколько миллионов и ежегодно получают приличные проценты от этого от 100 тысяч и выше и это не является доходом? Или это бедные и нищие граждане? Во многих странах проценты по вкладам равняются 3-4 процентам и то эти доходы облагаются налогом, а в нашей дефицитной стране 20-процентная прибыль по вкладу не является доходом. И при этом правительство скулит где бы найти средства.
Чтобы оставить комментарий, нужно войти или зарегистрироваться