За первый месяц весны доля импортного бензина в общем объеме потребления украинцами выросла более чем на четверть. Хоть и меньше (13%), но тоже подросла доля зарубежного дизеля. Это не значит, что наши граждане начали больше зарабатывать и больше заправляться. Просто Украина практически перестала производить собственное топливо.
Украинцы попали в зависимость от импортного топлива
Из семи заводов, способных производить нефтепродукты, сегодня работают только два. Остальные либо законсервированы, либо выставлены на продажу. Впрочем, на них вряд ли найдется какой-нибудь покупатель: эксперты говорят, что дешевле построить новое предприятие.
Наперегонки с нефтью
Безработица в городе Лисичанске Луганской области зашкаливает. По словам очевидцев, люди не могут стать на учет в местный центр занятости из-за огромного количества желающих. Запись в очередь на регистрацию идет на недели вперед: специалисты центра не справляются с потоком безработных, а те дежурят под дверями учреждения с утра и до ночи. Ситуация не уникальная, и такую же картину можно пронаблюдать во многих небольших городах. Однако Лисичанск в этом плане — не совсем типичный населенный пункт. Там есть крупнейшее градообразующее предприятие, которое в недавнем прошлом обеспечивало едва ли не половину коренных жителей.
Лисичанский нефтеперерабатывающий завод (НПЗ) был полностью остановлен в марте прошлого года. Такое решение принял собственник (компания ТНК-ВР, которая сейчас входит в структуру «Роснефти») из-за отрицательной рентабельности производства нефтепродуктов. Эксперты утверждают, что с этим можно поспорить: прибыль завода в официальной отчетности за 2011 год составила больше 100 млн грн. В идеале «Линик» может перерабатывать около 7 млн. тонн нефти в год, но сегодня предприятие не просто стоит, оно даже не ищет новых хозяев. Из-за покупки ТНК-BP «Роснефтью» в марте этого года процесс продажи Лисичанского НПЗ был остановлен.
Еще два НПЗ, Дрогобычский и Херсонский, эксперты называют безнадежными. Эти заводы законсервированы, и возобновление работы находится под вопросом. Причина — огромные инвестиции для модернизации предприятий, которые не способны сегодня производить бензин и дизель даже по украинским стандартам. Пока непонятна ситуация с Надворнянским НПЗ, который вроде не стоит, но работой это можно назвать с большой натяжкой. При мощности годовой переработки в 2,5 млн. тонн за прошлый год завод «освоил» меньше 10 тыс. тонн нефти. Этот «ударный» объем объясняется практической необходимостью: предприятие нужно было подготовить к зиме.
Чуть лучше обстоят дела на Одесском НПЗ, который недавно возобновил работу после двухлетнего простоя. Правда, пока на заводе запустили только установку по первичной переработке нефти. Причем без нефти, хотя и в торжественной обстановке. Журналистам не удалось узнать, откуда и по какой цене туда будет поступать нефть, и сколько готовое топливо будет стоить на украинском рынке. Так что два работающих завода — большой Кременчугский НПЗ и маленький Шебелинский ГПЗ (газоперерабатывающий завод) на этом фоне выглядят безусловными лидерами. Хотя и они работают даже не вполсилы. К примеру, в Кременчуге за прошлый год переработали 3 млн. тонн нефти, хотя реальные мощности предприятия — больше 18 млн. тонн в год.
Горючее предложение
Причины такой ситуации на каждом заводе свои. Дрогобычский, Херсонский, а с ними и Надворнянский НПЗ безнадежно устарели и больше похожи на груду металла, которая может переработать сырье, но продукт этой переработки можно назвать бензином с большой натяжкой. «Линик» тоже не отличается современными технологиями: глубина переработки нефти на заводе составляет немногим более 60%. На Одесском НПЗ заявлена глубина 78%, хотя по факту это предприятие не особо опередило лисичанского коллегу. В общем, отрасли катастрофически нужна модернизация, для которой нет ни денег, ни инвесторов.
Пока же Украина ударными темпами сокращает потребление нефти. За первый квартал, по данным Минэнергоугля, импорт «черного золота» сократился в пять раз по сравнению с январем-мартом прошлого года. Статистика того же ведомства говорит, что в стране за этот период почти в два раза упало производство всех видов топлива, начиная от бензина и заканчивая мазутом. При этом потребление горючего по понятным причинам растет. Во-первых, пришел благодатный для водителей теплый сезон, во-вторых, многие украинцы на волне введения пошлин на иномарки обзавелись новенькими авто. За март и апрель продажи в автосалонах выросли на 40%, поэтому спрос на топливо (далеко не А-80) тоже подскочил вверх.
По данным Госслужбы статистики, в марте продажи бензина через сети автозаправок увеличились на 10%. Апрельских данных из-за праздников пока нет, но по количеству машин на дорогах можно предположить, что они будут в два, а то и в три раза выше. Чем же заправляются наши водители в условиях резкого снижения производства топлива? За украинским бензином очередь не стоит, ему на смену победоносно пришел импорт. В том же марте доля импортного бензина в общем объеме потребления украинцам выросла более чем на четверть — до 65% от всего бензина, купленного в стране. Импортный дизель вообще почти вытеснил украинский продукт: его доля в общем объеме потребления сегодня достигла 80%.
Эти цифры на первый взгляд не показательны, но на самом деле свидетельствуют о том, что Украина впадает в новый вид энергетической зависимости. По подсчетам экспертов, в этом сегменте сейчас мы на 70% подчинены поставкам из Белоруссии, Польши, Румынии России и Литвы. Ситуация осложняется следующим нюансом: ни один из поставщиков не обязан продавать Украине нефтепродукты и теоретически может прекратить это делать хоть сегодня. При таком раскладе вопрос реанимации наших НПЗ поворачивается другой стороной, и на первый план выходит не выгода собственников, а общая стратегическая безопасность. Хотя об этом мало кто думает, и еще меньше — говорит.
Комментарии - 3
Это действительно угроза безопасности.