Один из главных антикоррупционных документов Украины — Государственная программа предотвращения и противодействия коррупции на 2011-2015 годы — выполняется крайне плохо. Средний балл успешности реализации этого документа — лишь 2,7 из 5. К такому выводу пришла коалиция общественных организаций и независимых экспертов, проанализировав выполнение принятой в ноябре 2011 года госпрограммы. Координатором мониторингового проекта выступило представительство Transparency International в Украине.
Украина не заслужила даже тройку за борьбу с коррупцией
Состоящая из 15 разделов антикоррупционная госпрограмма имеет пять ключевых проблем.
Во-первых, основная часть бюджетного финансирования предусмотрена на мероприятия, которые прямо не касаются борьбы с коррупцией: 95% (или 803 млн гривен) всех средств госпрограммы правительство решило направить на введение Министерством здравоохранения электронных медицинских карточек.
Во-вторых, денег на борьбу с коррупцией на местном уровне в документе не предусмотрено вообще. Во исполнение этого документа все 25 областных администраций приняли собственные антикоррупционные программы и планы действий, однако три четверти из них имеют нулевой бюджет. И это при том, что от регионов правительство требует создавать многофункциональные центры предоставления гражданам административных услуг, каждый из которых стоит около 3 млн гривен.
Третье — сам документ содержит целый ряд ошибок и текстовых описок. К примеру, исполнителем 10 заданий по трем разделам госпрограммы значится «Военная служба по управлению делами в Вооруженных Силах». Но такой службы не существует.
Четвертая проблема — прозрачность методов работы. Например, особое внимание в документе уделено позитивному освещению в СМИ работы органов власти. На эти цели предусмотрено 1,34 млн гривен. По всем признакам, речь в данном случае идет о так называемой «джинсе» — размещении заказных материалов.
Наконец, пятая проблема — абсолютная закрытость госпрограммы. Независимые эксперты, проводившие мониторинг, вспоминают, что документ разрабатывался и принимался чиновниками в закрытом режиме, без какого-либо обсуждения с общественностью. Кроме того, еще в декабре прошлого года Министерство юстиции будто бы разработало пакет изменений к этой госпрограмме, но доступными для общественности они также не стали.
Между тем есть опасения, что с подачи Минюста правительство может ограничиться лишь «косметическими» изменениями, тогда как сам документ подлежит капитальному ремонту, если не переизданию. Проблемные моменты мы надеемся обсудить на встрече с премьер-министром Николаем Азаровым, которая должна состояться 25 апреля.
Результаты мониторинга выполнения госпрограммы, а также предложения по усовершенствованию каждого из 15 пунктов документа мы изложили в инфографике.
Алексей Хмара
Комментарии - 5