Министерство инфраструктуры хочет перераспределить деньги портов. Ведомство подготовило проект приказа «О портовых сборах». Сборы, которые сейчас формируют доходную часть портов, будут переданы госпредприятию «Администрация морских портов Украины». Также доходы от портовых сборов получат частные компании, оформившие права собственности (пользования) на объекты портовой инфраструктуры. Проект должен превратиться в приказ до 13 июля нынешнего года — когда в силу вступит закон «О морских портах Украины», принятый в мае-2012, пишет Forbes.ua.
Порты потеряют более миллиарда гривен
«Раньше эти вопросы (о портовых сборах) регулировал Кабинет министров своим постановлением (принятым в 2000 году), — поясняет заместитель директора департамента морского и речного транспорта при Министерстве инфраструктуры Игорь Горобец. — После вступления в силу закона «О морских портах» порядок взимания портовых сборов будет определять Мининфраструктуры своим приказом».
Частник получает все
Что нового в приказе? Административный сбор (в госбюджете-2012 он составлял 78 млн гривен) будет собирать АМПУ. Сегодня его собирают морские порты и перечисляют в бюджеты разных уровней. Это сбор был введен в 1997 году с целью уплаты членских взносов в международные морские организации. В прошлом году, на оплату взносов пошла лишь незначительная часть этих денег - менее 1 млн гривен. Согласно закону о бюджете, 50% портового административного сбора перечисляется в спецфонд госбюджета, и 50% — в общий фонд госбюджета. Проект приказа определяет госбюджет единственным получателем этого сбора.
Корабельный, причальный и канальный сборы поделят Администрация портов и инвесторы. Административный сбор достанется АМПУ.Причальный и канальный сборы, которые зависят от объема и вида груза, а также от тоннажа судна, пойдут АМПУ и частным компаниям, которые владеют портовыми мощностями либо арендуют их. Сейчас эти деньги получают только сами порты. В распоряжении АМПУ и частников окажется 100% средств от корабельного сбора. Сейчас 10% от него получает Морская поисково-спасательная служба.
Нововведения не коснутся рыбных портов, которые подчиняются не Мининфраструктуры, а Министерству аграрной политики.
На деньги от портовых сборов смогут рассчитывать только те частные структуры, которые успели заполучить причалы и каналы до 2009 года. Сейчас государственные причалы и каналы (в 2011 году были внесены изменения в закон «Об аренде») нельзя купить, взять в аренду или концессию. Со вступлением в силу закона «О морских портах» компаниям, рассчитывающим на поступления от сборов, придется заняться строительством собственной инфраструктуры.
«Вполне логично, что корабельный, причальный и канальный сборы будут получать инвесторы, построившие причал или канал, — отмечает Александр Кава, координатор реформирования транспортной отрасли Координационного центра реализации экономических реформ при президенте Украины. — Так работают во всем мире. Бизнесмен вкладывает деньги и хочет получить компенсацию».
Миллиард уплывает
Возможность получать портовые сборы повысит привлекательность портов для частных инвесторов. «В структуре доходов порта сборы занимают от 5% до 25%, в зависимости от обслуживаемых судов и специализации порта», — поясняет Юрий Васьков, исполняющий обязанности главы АМПУ. По словам Сергея Горчакова, члена правления Коллегии юристов морского права, в среднем доля портовых сборов в госпортах Украины — более 20%. В доходах отдельных портов — к примеру, Скадовского и Бердянского, которые перерабатывают низкотарифные грузы (песок, уголь, щебень и т.д.), сборы могут превышать 50%. В 2012-м суммарный валовой доход 18 госпортов Украины составил 7,7 млрд гривен. Общая сумма портовых сборов составила около 1,3-1,5 млрд гривен.
Валовой доход госпортов Украины — 7,7 млрд гривен в 2012 году.Изменение правил игры может привести к финансовым трудностям для небольших госпортов. «Зачастую порты используют доходы от сборов не по назначению, — констатирует юрист одной из частных компаний, специализирующийся на морском праве. — Например, администрации небольших портов, таких как Скадовский, Феодосийский, за счет этих сборов выплачивают зарплату».
Неясны и юридические последствия приказа. «Согласно Конституции, права и обязанности устанавливаются исключительно законами Украины — предполагаемое в будущем установление портовых сборов приказом министерства вызывает большие сомнения, — говорит специалист по морскому праву. — Сейчас частные компании молчат, но когда закон «О морских портах» вступит в силу, они могут заявить, что приказ незаконный, и самостоятельно устанавливать размер портового сбора».
Андрей Киреев
Комментарии - 1