Бегство сбережений с Кипра дает шанс странам, которые смогут создать комфортные условия для инвестиций.
Достанутся ли Украине кипрские капиталы
Куда уйдут деньги с Кипра
Ситуация на Кипре, безусловно, будет иметь последствия не только для европейских банков, но и аукнется украинской экономике. Опрошенные эксперты сходятся во мнении, что бизнес будет постепенно переводить средства с Кипра в европейские банки. Кипрские проблемы особенны, потому что активы банковского сектора в восемь раз превышают ВВП страны. В других странах Евросоюза банковский сектор меньше и, по логике, экспроприация депозитов по кипрскому сценарию там не оправдана, считает гендиректор Бюро экономических и социальных технологий Валерий Гладкий. Скорее всего, во избежание рисков экспроприации бизнес будет постепенно переводить средства из кипрских банков в банки более устойчивых экономик Евросоюза: Германии, Бельгии, Нидерландов, Австрии.
Кипрские проблемы особенны, потому что активы банковского сектора в восемь раз превышают ВВП страны. В других странах Евросоюза банковский сектор меньше и, по логике, экспроприация депозитов по кипрскому сценарию там не оправдана.
Если говорить о странах с аналогичными кипрским условиями налогообложения, то наиболее оптимальными для инвесторов могут быть Нидерланды (налог на дивиденды — 5%, налог на проценты — 2%, налог на роялти — 10%), ОАЭ (5%, 3% и 10% соответственно), Сингапур (5%, 10% и 7,5%), а также Швейцария (5%, 10% и 10%), отмечает директор компании по обслуживанию инвестиций Investment Service Ukraine Иван Герасименко.
Найти место, где можно надежно хранить деньги, действительно стало очень сложно. Правда, связано это не столько с Кипром, сколько со Швейцарией — с тех пор, как эта страна вынуждена была поделиться с властями других стран информацией о собственниках счетов в своих банках. «Именно Швейцария была всемирным банком — местом, где хранили деньги. Кипр очень далек от роли всемирного банка, хотя, как мы видим, там тоже немало денег хранилось. Вероятно, деньги перетекут в более „офшорные“ страны — Кайманы, Бермуды и т.д.», — считает старший аналитик коллекторской компании УкрФинансы Олег Иванец.
Что достанется Украине
Есть надежда, что крохи бегущих с Кипра сбережений достанутся и Украине. По данным Госслужбы статистики, на Кипр приходится наибольшая доля прямых иностранных инвестиций в Украину. Так, с 1991 года в Украину зашло $54,462 млрд. ПИИ, из них $17,275 млрд. — с Кипра. Из них $4,9 млрд. попало в промышленность, по $4,5 млрд. — в финансовый сектор и недвижимость, $1,5 млрд. — в торговлю.
«Ежегодно на Кипр из Украины уходит порядка $10 млрд. Теперь эти деньги будут расходиться по другим странам. Потому очень важно, чтобы Украина смогла часть денег разместить у себя», — считает экс-замглавы НБУ Александр Савченко. По его мнению, вполне реалистично оставлять в Украине около $5 млрд. в год. «Это наши заработанные деньги, которые мы теряем. И только часть из них получаем потом в виде прямых иностранных инвестиций», — сетует собеседник.
Проблематичность кипрской ситуации для украинских олигархов — скорее, в утрате анонимности, чем в финансовых потерях. Если раньше хранить и переводить деньги можно было на условиях анонимности, то сейчас теряется сама возможность избежать ответственности
Правда, считает старший советник ЕБРР Антон Усов, на прямые инвестиции в Украину кипрская ситуация повлияет косвенно. А вот объемы реинвестированных средств могут несколько увеличиться. Только нужно понимать, говорит Олег Иванец, что инвесторы выбирали Кипр не потому, что там тепло, а потому что налог на острове — 10%. А в Украине, чтобы получить деньги на руки, бизнес должен заплатить 50-60%: «Чтобы заставить украинский бизнес платить налоги в Украине, необходимо снизить уровень налогов до разумного (порядка 15%), тогда необходимость в финансовых схемах отпадет сама собой».
Беда еще и в том, напоминает экс-глава Нацагентства по иностранным инвестициям и развитию Сергей Таран, что в Украине отсутствуют базовые условия для обеспечения прав собственности. Ведь нет никаких гарантий, что деньги, которые сюда заходят, никто не заберет.
Проблематичность кипрской ситуации для украинских олигархов — скорее, в утрате анонимности, чем в финансовых потерях. Если раньше хранить и переводить деньги можно было на условиях анонимности, то сейчас теряется сама возможность избежать ответственности (в том числе уголовной) перед налоговыми органами. Особенно если на это будет политический заказ.
Ирина Черныш
Комментарии - 1