В условиях ухудшения ситуации в экономике ПУМБ отказался от агрессивной стратегии погони за долей рынка и решил развивать ритейловое направление посредством кредитования клиентов зарплатных проектов. Участники рынка считают такой формат менее рисковым благодаря наличию достоверной информации о потенциальных заемщиках. Однако концентрация исключительно на держателях зарплатных карт делает банк зависимым от сотрудничества с работодателями, пишет Коммерсант-Украина в статье «Без отрыва от производства».
ПУМБ сосредоточится на кредитовании клиентов по своим зарплатным проектам
Стагнация экономики вынуждает банки отказываться от агрессивных стратегий кредитования. В ПУМБ, два года назад пообещавшем за пять лет войти в топ-5 банков по активам, вчера констатировали невыполнимость этой цели. После поглощения Донгорбанка позиция ПУМБ не менялась уже два года — девятое место. «Мы пересмотрели нашу стратегию, поскольку украинская экономика росла более медленными темпами, чем мы ожидали. Поэтому мы концентрируемся не на наращивании доли рынка, а на повышении операционной доходности и улучшении сервиса»,— заявил вчера председатель правления ПУМБ Сергей Черненко. Несмотря на то, что в 2012 году портфель розничных кредитов вырос на 16%, банк вместо агрессивного потребительского кредитования выбрал работу с нынешними клиентами.ПУМБ перейдет к новому формату «Банк на работе», который предполагает продажу продуктов сотрудникам предприятий, привлеченных по зарплатным проектам.
С этой целью ПУМБ перейдет к новому формату «Банк на работе», который предполагает продажу продуктов сотрудникам предприятий, привлеченных по зарплатным проектам. «Сотрудник банка находится на предприятии и на удаленном рабочем месте предлагает клиентам консультационные услуги, а также продает потребительские кредиты, кредитные карты и овердрафты. Сейчас этот проект работает в тестовом режиме»,— рассказал господин Черненко.— Качество таких кредитов для зарплатных клиентов очень высокое, в них очень небольшой объем просрочки". Сейчас у ПУМБ 400 тыс. зарплатных клиентов. Объем потенциального кредитного портфеля в рамках этого проекта не называется. Массовым кредитованием на открытом рынке будет продолжать заниматься второй банк группы СКМ — «Ренессанс кредит».
Риски кредитования держателей зарплатных карт гораздо ниже, чем обычных клиентов. Начальник департамента розничных продаж УкрСиббанка Андрей Кашперук говорит, что на счет зарплатного клиента регулярно поступают средства, поэтому банк может предложить ему удобную схему погашения кредита: «Учреждение знает клиента, его доход, характер расходов и, соответственно, предлагает более безопасную сумму кредита». Предприятие также предоставляет информацию об уволенных сотрудниках, что немаловажно для банка, отмечает директор департамента розничного бизнеса Правэкс-банка Семен Бабаев.
Впрочем, такая стратегия не позволит активно наращивать долгосрочное кредитование. «База зарплатных проектов может дать рост объема кредитования овердрафтов, но вряд ли даст большой прирост автокредитования и ипотеки»,— полагает председатель правления Юнекс Банка Александр Бондаренко.
К тому же увеличивается концентрация рисков. «Продать одному зарплатному клиенту, пусть и хорошему, множество кредитов — овердрафт, автокредит, ипотеку, кредит на ремонт — с точки зрения диверсификации рисков не совсем правильно. Поэтому, если у банка стратегия активного завоевания рынка, необходимость выхода на открытый рынок очевидна»,— отмечает начальник отдела кредитных продуктов Укргазбанка Виталий Годун. Рост доли кредитов, выданных сотрудникам предприятий, делает банк зависимым от зарплатного проекта. «Учитывая постоянную борьбу между банками за зарплатные проекты, существует риск потери регулярности поступлений по кредиту при переходе зарплатного проекта в другой банк»,— говорит начальник отдела развития продуктов Банка Кипра Владимир Линник.
ПУМБ следует диверсифицировать свои риски, советуют конкуренты. «Специализация только на зарплатных проектах очень рискованна уже в среднесрочной перспективе в связи с постоянно изменяющимися рыночными и правовыми условиями. Ведь потеря одного корпоративного зарплатного проекта приводит к потере тысяч клиентов в рознице,— объясняет член правления ОТП Банка Владимир Мудрый.— Нужна также профессиональная политика в области риск-менеджмента по управлению рисками корпоративных клиентов, возможная финансовая нестабильность которых может быть основным фактором дефолтов по кредитам сотрудников».
Елена Губарь
Читайте также:
Комментарии