На BankingCongressinUkraine, который организовала компания Meetingpoint, собралась довольно интересная группа банкиров из различных банков. А именно: глава представительства BNP Paribas Доменик Меню, председатель правления Райффайзен Банк Аваль Владимир Лавренчук, это можно сказать представители крупных классических банков и с другой стороны Грегори Краснов генеральный директор Платинум Банка и Иван Кузовкин председатель правления Банк Кипр. И, если уж собрались банкиры, то не могли не поговорить об Интернет-банкинге, мобильном банкинге, о виртуальных отделениях и вообще о банках будущего. Мнения были разные и разное восприятие будущего. Поэтому я думаю, будет интересно эти мнения озвучить. Не буду писать, где чье мнение, пусть читатели сами подумают и решат, кто прав или не прав.
Исчезнут ли отделения банков в будущем?
Вначале одна цифра. По количеству населения на одно банковское отделение Украина замает второе место в Европе после Франции. У нас около 1,7 тыс. человек на одно банковское отделение. В России больше 2 тыс. человек, в США больше 3 тыс. человек и в Индии 15 тыс. человек. Но, это статистика. А теперь мнение.
Будущее за виртуальными отделениями, когда большая часть банковских операций будет осуществляться только через Интернет или каналы мобильной связи, как вариант это может быть и смартфон, и планшет. Может быть в будущем будет еще какое-то новое мобильное устройство связи и оно будет такое крутое, что мы даже не можем себе представить. В любом случае, есть мнение, что отделения, или точнее точки доступа к банку, будут нужны только для идентификации клиента. Другими словами, Вы, прогуливаясь в торговом центре, можете купить нужный Вам товар в магазине или посидеть в кафе, а потом, когда будете уходить из торгового центра, увидите небольшую стойку и миловидную девушку, которая Вас вежливо пригласит подойти. Вы конечно подойдете. Протяните свой паспорт и код, а почему бы не показать милой девушке, что Ваш паспорт, как новенький, и штамп о браке ничего для Вас не значит. В это время милая девушка задаст Вам пару вопросов, наберет в компьютере нужные цифры и слова, и все, Вы уже получили доступ к виртуальному отделению банка. Теперь Вы можете с помощью Интернета или мобильника размещать депозиты, получать кредиты, осуществлять различные коммунальные платежи, покупать авиа и ж/д билеты, и вообще делать любые покупки в Интернет-магазинах. А как же наличные? Все просто. Скорее всего, Вам будут перечислять на Ваш счет заработную плату по безналу, а Вы уже с помощью электронных штучек будет решать, какую сумму тратить, а какую положить на депозит. А если Вы любите наличные — нет проблем. Вы можете внести деньги на свой счет через платежный терминал, а если очень будут нужны наличные, получить их через банкомат. Все просто и удобно.
Почему, это будущее? Потому что люди по натуре очень любят интересные электронные штучки. Возможно, сейчас человек имеет смартфон и даже доступ к мобильному банкингу, но не пользуется этим, потому что не знает, что это такое. Но стоит ему хотя бы раз попробовать, и уже не оттянешь от игрушки. И начинает этот человек каждый вечер смотреть на свой депозит, и как только появляются лишние сто гривен, спешит отложить их в фонд своего светлого будущего. При этом, когда ему нужно будет пять тысяч гривен, чтобы купить еды на именины любимой тещи, он без проблем за десять минут возьмет кредит через мобильный банкинг, и таки сможет показать теще, как он к ней относится. Потом он, конечно, будет ругать и себя, и всех родных, что теперь ему платить и платить за этот кредит. Но, это потом. А вот сейчас.
Да что там теща. Вот Вы забирали свою дочь из школы, и пока ждали, посмотрели через планшет, что продают в Интернет-магазине хорошую Ауди. И не удержались. Пока дочка вышла из школы у Вас уже была оплачена Ауди и кредит на 5 лет под залог этой Ауди. Бывает…
Но, есть другое мнение.
Вы думаете, можно просто так отказаться от отделений банка? Нет, и еще раз нет! Электронные игрушки, это хорошо, но это только для молодежи, а что скажет любимая теща? Она привыкла ходить в отделение банка, долго и нудно требовать, чтобы ей рассказали, какие депозиты и почему такие низкие ставки по ним. А потом еще долго она будет спрашивать о договоре, и читать его внимательно, с пристрастием. После этого, она не только подпишет договор, но внесет деньги в кассу отделения банка и станет «лонг клиентом». Такого рода клиенты очень консервативные, и это самые лучшие клиенты банка. Им достаточно один раз разместить депозит в банке, и они будут постоянно его пополнять и перекладывать. При этом даже если другой банк предложит более высокие проценты, они останутся верны своей первой любви к банку. Ибо они, во-первых, привыкли к отделению банка и уже воспринимают его, как традицию, как свое помещение. Поэтому и перейти в другой банк, это равносильно измене своему банку. Во-вторых, забирать деньги из кассы банка и идти в другой банк с наличными деньгами в сумме, даже, если это несколько десятков тысяч гривен, страшно. А, что если… А тут все рядом, тут ничего не нужно.
Вообще в мире сейчас пошла мода, когда банки стараются свои отделения сделать более привлекательными для народа. Есть уже отделения-кофейни, где действительно народ приходит не только в банк, но и попить кофе. Есть отделения типа клубов, когда есть специальные места, где знакомые могут встретиться и побеседовать. О детских площадках в отделениях банка уже можно и не говорить. Есть отделения, которые начинаются в торговом центре и продолжаются в торговом центре. Получается, что человек приходит и в торговый центр и в отделение. Много еще интересного есть в мире. Есть такие отделения, что их сложно даже назвать отделениями банка с нашей точки зрения. Но все это делают и создают с одной целью — чтобы народ приходил в отделения банка, чтобы получал банковские услуги и при этом хотел получать больше и больше. Вот будущее банков. А разные там Интернет-банкинги, это хорошо, но они не способны заменить живое общение, поэтому банки, которые делают ставки на Интернет-банкинг, не смогут заполучить консервативных клиентов. Их клиенты смогут очень быстро забрать деньги из одного банка и перевести в другой, только потому, что ему было скучно вечером, и он от скуки искал, где ставка по депозиту на полпроцента выше. Нашел и решил все поменять. Нужны ли банку такие клиенты? Сложно сказать.
Александр Охрименко
Комментарии