Минфин - Курсы валют Украины

Установить
22 марта 2013, 15:20 Читати українською

Что может измениться в Украине за год

Нацплан действий на 2013 год, подписанный на днях президентом, впечатляет размахом. Напомним: аналогичные планы были утверждены Виктором Януковичем в 2011 и 2012 годах, но, увы, выполнены не полностью, пишет Сегодня.

Что может измениться в Украине за год
Фото с сайта centr.ru

На этот раз все намного конкретнее: до 15-го числа каждого месяца премьер обязан отчитаться перед президентом о том, как справились со своим участком работы каждое министерство и ведомство. План состоит из 15 разделов. Источник выбрал семь, больше всего касающихся кармана и кошелька простого украинца, и с помощью наших экспертов — Александра Жолудя (старший аналитик МЦПИ), Виктора Лисицкого (экс-секретарь Кабмина), Александра Охрименко (президент Украналитцентра) и юриста Алексея Святогора — их оценила на реальность. В целом эксперты считают, что большинство пунктов могут быть выполнены: это касается инфляции, курса доллара, соцвыплат. А вот борьба с безработицей и медреформа вряд ли дадут ощутимые результаты. Есть и то, что останется только на бумаге, по убеждению экспертов.

ФИНАНСЫ

Удержание курса гривны в среднем по году на уровне 8,4 грн/$ и инфляции не выше 5,9% (в 2012-м инфляция была 7,9%, курс — 8,15 грн/$), развитие системы кредитных союзов и повышение госконтроля за теми из них, что работают с вкладами населения, развитие рынка ценных бумаг для населения — дать возможность народу покупать акции.

Эксперты. По мнению Охрименко, проблем с курсом не будет, ведь даже 8,4 ожидается не ранее конца года. Поддерживает он и введение кредитных союзов (в перспективе кооперативных банков). Развитие рынка ценных бумаг возможно, если НБУ отменит лицензии на их покупку, ведь никто из физлиц не будет их получать ради покупки 10-20 акций. Официальная инфляция также составит около 6%, а вот реальная инфляция по продуктам будет немного выше официальной, до 8-10%, это мировая тенденция, считает Жолудь.

МЕДИЦИНА

В пилотных регионах по медреформе (Киев, Винницкая, Днепропетровская, Донецкая обл.) продолжится формирование и оснащение подразделений центров первичной (амбулатории с фельдшером и медсестрой), вторичной (районные и облбольницы) и третичной (высокоспециализированной) медсанпомощи. По стране — формирование сети первичной медпомощи. В течение года должна завершиться медреформа в пилотных регионах, в остальных — сформирована первичная сеть и на 50% обеспечена материально (медикаменты, оборудование, транспорт).

Эксперты. Мнения разделились. Так, Лисицкий уверен, что «трехэтажная» медреформа лучше обеспечит население медпомощью, но денег на это выделяется мало, поэтому эффект увидим не скоро. А вот Охрименко считает, что бесплатной должна быть только первичная помощь, и ратует за внедрение страховой медицины.

СОЦСФЕРА

Подготовка к внедрению принципа «за одинаковую работу и стаж — одинаковая пенсия», независимо от года ее назначения, создание условий для начала работы накопительной пенсионной системы (личные пенсионные счета — тем, кому меньше 35 лет).

Упрощение получения госпомощи малоимущим семьям с детьми, денежная компенсация льготникам (инвалидам, чернобыльцам) стоимости путевок на санкурортлечение. Создание социальных общежитий для детей-сирот (не менее 9 до июня), реорганизация приютов для детей в центры реабилитации (не менее 12 до декабря).

Уменьшение безработицы путем компенсации работодателю единого соцвзноса (начисления на зарплату) за трудоустройство неконкурентоспособных (инвалиды, судимые, люди предпенсионного возраста), выдача ваучеров на переквалификацию тем, кому за 45 (не менее 20 тысяч человек), помощь в открытии собственного дела (4 тысячи чел.). Реализация программы господдержки молодых специалистов (врачи, учителя, агрономы), привлеченных к работе в селах (не менее 2500 чел.). Предполагает «подъемные» в размере 10 минзарплат (11 470 грн), но затем специалист должен отработать 5 лет на селе.

Эксперты. По мнению Охрименко, идея с компенсацией соцвзносов и выдачей ваучеров останется на уровне разговоров, сначала надо снизить до 15% единый соцвзнос (сейчас 37%), только тогда зарплаты станут по-настоящему белыми, и работодателям окажется выгодно получать доплаты. А накопительная пенсионная система не начнет работать, пока не будет политического решения независимо от дефицита Пенсфонда.

ЛЮДИ И ВЛАСТЬ

Принятие закона о налоге на роскошь (например, 10% от стоимости кольца или 4500 тыс. грн за кв. м виллы ежегодно), то есть на большие квартиры от 250 кв. м, дорогие авто, яхты, украшения (апрель).

Начало выдачи электронных паспортов (декабрь). Увеличение штрафов за некоторые нарушения ПДД (езда с непристегнутым ремнем безопасности, незаконная установка осветительных приборов — ксеноновые фары, тонировка стекол больше нормы), введение автофиксации нарушений (превышение скорости, неправильный обгон). В то же время штрафовать запретят, если знаки и разметка не отвечают стандартам или невидимы (например, за деревьями).

Эксперты. И Лисицкий, и Охрименко склоняются к тому, что закон о налоге на роскошь примут, но эффект от него будет небольшой из-за сложности взимания налога. Что касается ПДД, то Святогор говорит, что бороться за безопасность на дорогах надо, поэтому увеличение штрафов правильное. Но «письма счастья» станут законными, только если они будут приходить тому, кто был за рулем, а не владельцу авто.

БИЗНЕС

Разработка концепции развития малого и среднего бизнеса, суть которого — уменьшение контроля государства, создание единого госреестра предпринимателей, отмена лицензирования для 50% видов хоздеятельности, регистрация бизнеса не в налоговой, а в Госрегистрационной службе. До декабря должны быть разработаны соответствующие законопроекты.

Эксперты. Законопроекты будут подготовлены, но даже если их примут, в этом году для бизнеса мало что изменится.

КОММУНАЛКА

Приведение тарифов ЖКХ к экономически обоснованному уровню: утверждение графика повышения примерно на 30-50% (март), утверждение механизма взимания пени за просрочку (октябрь), принятие постановления Кабмина о порядке расчетов и выплаты субсидий малоимущим (ноябрь). Принятие законов о деятельности ОСМД. Внедрение программы энергосбережения (установка счетчиков тепла, воды).

Эксперты. По мнению Охрименко, законопроекты по повышению тарифов написаны «под МВФ», как будет реально, увидим позже. Жолудь, наоборот, поддерживает повышение тарифов, ведь оплата за «коммуналку» компенсируется субсидиями и не будет превышать 15% дохода семьи.

ТРАНСПОРТ

Железная дорога. Приватизация «Укрзалізниці» (фактически смена формы собственности из госпредприятия в публичное АО, 100% акций будет принадлежать государству). Покупка 200 новых купейных и 41 плацкартного вагонов (ноябрь). Изменение методики расчета стоимости ж/д билетов, повышение сервиса на ж/д (гибкие тарифы, увеличение числа остановок поездов), введение новых скоростных поездов на дневных маршрутах (каких, не уточняется) и ночного скоростного поезда «Киев-Донецк», подготовка к открытию скоростного сообщения Львов — Перемышль — Варшава и Киев — Москва. Открытие троллейбусных линий до ст. «Дарница» и «Киев-Московский» (Киев).

Авиация. Открытие рейсов по Украине пяти новых лоу-кост-перевозчиков.

Автотранспорт. Передача автодорог местного значения местным органам власти (декабрь). В том числе им будут переданы финансы на содержание дорог и переподчинены дорожные службы (сейчас ими руководит МИУ).

Эксперты. Изменение формы собственности «УЗ» никак не отразится на пассажирах, пока 100% находятся в руках государства, но дает возможность продавать акции в частные руки, говорит Охрименко. Скорее всего, государство оставит за собой контрольный пакет, а от инвесторов потребует модернизировать колею, обновить парк вагонов и локомотивов. Это может поднять цену ж/д билетов, но ненамного, потому что они регулируются (естественная монополия). Для безубыточности владельцы будут вынуждены поднять цены на грузоперевозки, что повлечет рост стоимости других товаров (например, машин, зерна). Что касается авиаперелетов, то Охрименко сомневается, что они станут популярными, из-за развития ж/д сообщения по Украине большинству выгоднее ездить, а не летать. А вот дороги должны стать лучше при условии жесткого контроля за расходованием выделяемых госсредств.

Комментарии - 4

+
0
Donkey
Donkey
22 марта 2013, 15:28
#
Власть
+
+3
vitpobeda
vitpobeda
22 марта 2013, 15:57
#
Что может знать Жолудь о мировой тенденции? Прочел где-то и пересказывает…
+
0
Pustik
Pustik
22 марта 2013, 17:06
#
Как в старые, добрые времена… Пятилетку в четыре года!!! Ура товарищи!!!
+
+7
SOG
SOG
23 марта 2013, 11:17
#
Шановні керманичі та експерти! будьте обережні у своїх планах та висловлюваннях, бо люди у нас трошки знервовані і легко можуть змінити статтю витрат «На чорний день» на «Черный пистолет».
Чтобы оставить комментарий, нужно войти или зарегистрироваться