Мы привыкли мыслить категориями побед и провалов, победителей и неудачников. Но такая шкала в большинстве случаев неактуальна. Настоящих неудачников вокруг нас мало: они быстро сходят с дистанции и пропадают из поля зрения. Люди, с которыми мы имеем дело, главным образом делятся на победителей и непобедителей.
Какими бывают сотрудники
Отличать одних от других стоит хотя бы потому, что в сходных ситуациях они действуют по‑разному. И мотивируют их разные вещи. Как отмечают психологи Хейди Грант Халворсон и Э. Тори Хиггинс в статье в Harvard Business Review, победителей больше подстегивает похвала, а непобедителей — критика.
Непобедитель отличается от неудачника тем, что обычно добивается своего. Только вот цели его скромны, а главная забота — не проиграть. Победитель, напротив, замахивается высоко. Две стратегии поведения — стремление победить и желание не проиграть — предопределены биологически, любой из нас сочетает в характере обе, но все же в поведении больше склоняется к одной из них. Победитель устремлен к цели и видит только награду за победу. Непобедитель сосредоточен на том, чтобы сохранить имеющиеся достижения, и больше думает о рисках.
Деление на победителей и непобедителей — это не деление на плохих и хороших. У первых, кстати, гораздо больше шансов оказаться в числе неудачников: их жизненная стратегия таит множество опасностей. Жизнь непобедителей гораздо стабильнее, среди их сильных сторон — тщательность, аккуратность и здравомыслие.
«Большинство непобедителей живут по принципу «главное — не победа, а участие»… Непобедитель предсказуем, лоялен, не склонен к самоутверждению, в открытую конфронтацию обычно не вступает, — пишет в книге «Бизнес — это психология» коуч‑консультант Марина Мелия. — Возможно, в его жизни не будет взлетов и падений, великой любви и великих свершений, зато он будет жить достойно и в соответствии с общепринятыми нормами».
Стратегия любого бизнеса также соответствует одному из упомянутых сценариев и обычно отражает характер владельца. Компания, стремящаяся к победе, активно инвестирует в развитие, постоянно обостряет борьбу. Организация, озабоченная сохранением достигнутого, чаще концентрируется на сокращении издержек. Первая стратегия — это всегда большой риск. Kodak создала бренд Funtime, чтобы остановить рост Fuji, и потерпела провал; то же произошло с General Motors и ее автомобилем Saturn — такие примеры сокрушительных поражений приводят По Бронсон и Эшли Мерриман в книге Top Dog: The Science of Winning and Losing. Пример выигрыша — компания Swatch с ее тактикой противостояния производителям недорогих кварцевых часов. Но таких историй не так уж много.
Интересно, что по мере возрастания рисков многие победители невольно отказываются от привычной стратегии и начинают работать на удержание результата. А это обычно ведет к проигрышу.
Психологи Гейр Джордет и Эстер Хартман подсчитали количество забитых и не забитых пенальти. Оказалось, что если не забитый мяч означал проигрыш команды, то футболисты забивали только в 62% случаев. Если же гол приводил к победе, мяч оказывался в воротах после 92% ударов.
Угроза проигрыша чрезвычайно стрессогенна. Невролог Николас Роледер сравнил количество маркеров стресса в слюне опытных танцоров во время соревнований по бальным танцам и парашютистов, совершающих второй в жизни прыжок. Оказалось, что танцоры испытывали такой же стресс, как и парашютисты, хотя их жизни ничто не угрожало. Вот какое напряжение создает страх поражения.
Характер обычно складывается в детстве. Как отмечает Мелия, непобедителей программируют родители, постоянно повторяющие детям: «Будь скромнее, не высовывайся, не лезь не в свое дело и т. д.» Став взрослыми, они в большинстве случаев поступают в соответствии с программой, написанной мамой и папой. Не стоит сбрасывать это со счетов и требовать от людей невозможного; не стоит также создавать условия, которые подталкивают к ошибкам. Нужно просто учитывать характер человека, принимая его на работу.
Елена Евграфова
Комментарии