В ближайшее время ряд стран с низкой ставкой налогообложения, среди которых Нидерланды, Мальта, Швейцария, могут последовать примеру Кипра и пересмотреть свои ставки налогов. Причина — усилившееся давление со стороны ЕС, в том числе в вопросе пересмотра налоговых льгот и специальных режимов. В той экономической ситуации, что сложилась в ЕС, европейцы просто не могут себе позволить согласиться выводить часть прибыли из экономически развитых стран, таких как Германия или Франция, в более лояльные налоговые юрисдикции. Сейчас эти средства «утекают» в виде налогов, пишет Forbes.ua.
Вслед за Кипром налогообложение могут ужесточить Швейцария, Нидерланды и Мальта
А поскольку сейчас европейский бизнес может оптимизировать налогообложение вполне законно, Брюссель настаивает на пересмотре законодательства странами с низкой эффективной ставкой налогообложения.
12 февраля 2013 года Организация экономического содружества и развития (ОЭСР) опубликовала отчет «О размывании налогооблагаемой базы и переносе прибыли [в юрисдикции с более выгодным налогообложением]». Этот отчет может стать стартовой точкой в изменении принципов налогообложения во всем мире.
За последние годы страны ОЭСР лишились многомиллиардных доходов в виде налога на прибыль, говорится в отчете. Основная причина этого — законные способы переноса дохода в офшоры. Как? Чаще всего транснациональные корпорации аккумулируют свою прибыль в странах с низкой эффективной ставкой налогообложения — таких как Ирландия либо Кипр — или в классических офшорах (Британские Виргинские острова, Бермудские острова).
Как видим, классические европейские холдинговые юрисдикции — Нидерланды и Кипр — попали в данный список.
В связи с этим перед ОЭСР была поставлена задача найти способы нейтрализации указанных несовпадений. Как это сделать? Улучшить правила трансфертного ценообразования и регулирования операций между связанными компаниями групп. Как предполагается, изменения будут внесены и в Модельную Конвенцию об избежании двойного налогообложения — например, в отношении налогообложения доходов от интернет-бизнеса. Кроме того, страны — члены ОЭСР планируют ввести более жесткие меры контроля над уклонением от налогов.
В приложении «С» отчета представлены классические структуры налогового планирования. А значит, теперь, прежде чем создавать ту или иную структуру бизнеса или проводить реструктуризацию финансовых и операционных потоков, мы рекомендуем компаниям удостовериться, не считается ли такая структура уклонением от уплаты налогов с точки зрения экспертов ОЭСР.
Судя по всему, теперь налоговые органы стран ЕС будут пристальнее контролировать уплату налога на прибыль — и будут ориентироваться на данные отчета. Не исключено и то, что он повлечет за собой массовые налоговые проверки в Европе, цель которых — удостовериться, действительно ли операции, проводимые местным бизнесом, имеют экономический смысл.
Отдельные эксперты уже говорят о неких глобальных механизмах контроля, которые должны сделать невозможным «перенос» прибыли из юрисдикций с высоким налоговым бременем в низконалоговые.
Кроме того, некоторые страны с либеральным налоговым режимом де-факто принуждаются к повышению налогов. К примеру, по условиям соглашения с Еврогруппой, Кипр будет вынужден повысить ставку налога с 10% до 12,5% и взыскать одноразовый налог с депозитов в банках государства.
Это, конечно же, не обрадует отечественный бизнес, который планирует свои операции с использованием налоговых гаваней. Особенно на фоне усиления фискального давления в Украине. Но эти тенденции — следствие глобальных кризисных процессов в мировой экономике. Развитые государства довели уровень налогообложения до черты, за которой может начаться массовое бегство налогоплательщиков в более «лояльные» юрисдикции — и вполне логично, что следующим шагом могут стать меры, препятствующие подобному бегству.
Андрей Серветник
Комментарии - 8