Введение Украиной пошлин на импорт нефтепродуктов вызовет резкий рост цен на топливо для потребителей. Также подобный шаг приведет к дополнительному усилению зависимости от России в энергетической сфере. Такое мнение высказал директор «Консалтинговой группы А-95» Сергей Куюн в связи с началом 11 марта 2013 года антисубсидарной процедуры, которая стартовала после регистрации жалобы украинских НПЗ, требующих введения пошлин на белорусские нефтепродукты, пишет Дело.
Пошлины на нефтепродукты сделают Украину еще более зависимой от России, — эксперты
По данным «Консалтинговой группы А-95», цены на нефтепродукты в Украине остаются самыми низкими в Европе, уступая лишь белорусским и российским. По расчетам специалистов, в случае введения пошлины на белорусские нефтепродукты в размере $180/т, стоимость бензина и дизтоплива на АЗС вырастет минимум на 1,0 грн/л. Это сделает цены на топливо в Украине выше, чем в Литве, Польше и даже Германии (без учета акциза и НДС).
Не менее негативным следствием введения пошлин на импорт аналитики считают неизбежное усиление зависимости от Российской Федерации в нефтяной сфере. В 2012 году белорусские нефтепродукты занимали 40% украинского рынка. В случае введения пошлины Беларусь переориентирует свои нефтепродукты на рынки Европы, тогда как в Украине этот ресурс будет замещен топливом, главным образом, за счет российской нефти и российских нефтепродуктов, которые по итогам 2012 года занимали в структуре украинского топливного рынка всего 14%. Важно отметить, что в отличие от белорусских бензинов и дизтоплива, которые с 2012 года отвечают стандарту Евро-5, качество украинских и российских нефтепродуктов в подавляющем большинстве соответствует требованиям Евро-3, т.е. они не пригодны для длительного использования в современных автомобилях.
Весьма неочевидным считают эксперты «А-95» достижение главной цели пошлин — повышение эффективности работы украинских НПЗ, так как конфликт с Таможенным союзом может иметь непредсказуемые последствия.
«Россия неоднократно демонстрировала умение переходить к нерыночному ценообразованию и ограничивать доступ к своим углеводородам, это мы видели и по отношению к Беларуси, и к Литве, и к Украине на примере ситуации 2009 года», — считает Сергей Куюн.
В этом случае сложно говорить об эффективной загрузке украинских НПЗ и в целом об их стабильном обеспечении сырьем.
«В 2005-2009 годах „оранжевое“ правительство сначала отказалось от крайне выгодных газовых договоров с Россией, а потом заключило новые соглашения, сделавшие цену на газ для Украины наивысшей в Европе, — говорит Сергей Куюн. — Рассматривая возможность введения пошлин на импортные нефтепродукты, нынешнее правительство имеет шанс повторить ту же ошибку, но уже в нефтяной сфере: разрушить диверсифицированную систему поставок нефтепродуктов, отказаться от источников топлива с самой выгодной стоимостью и тем самым спровоцировать рост цен на украинских бензоколонках до европейского уровня».
Напомним, 11 марта 2013 года Министерство экономического развития и торговли зарегистрировало жалобу ПАО «Укртатнафта», подписанную также НПЗ «Нефтехимик Прикарпатья», НПЗ «Галычина» и ПАО «Укргаздобыча», с требованием провести антисубсидиционное расследование против белорусских нефтепродуктов. НПЗ требует введения пошлины в размере $180/т сроком на 5 лет.
Комментарии - 1