Аэропорт «Борисполь», Министерство инфраструктуры и Нацагентство по Евро-2012 обвиняются в неэффективном использовании 3,7 млрд грн государственных средств при реконструкции аэропорта, заявили вчера в Счетной палате (СП). В СП подтверждают мнение многих экспертов о том, что в строительстве нового терминала D не было необходимости. Но бывший глава министерства Борис Колесников заявляет, что терминал строился с запасом, а выводы представителей палаты называют непрофессиональными. Юристы ожидают, что теперь «Борисполь» постарается оспорить результаты проверки в суде, чтобы избежать возбуждения уголовного дела прокуратурой, пишет Коммерсат-Украина в статье «Считают нужным упрекнуть».
«Борисполь» обвиняется в неэффективном использовании бюджетных средств
Международный аэропорт «Борисполь» потратил 3,7 млрд грн из государственного бюджета неэффективно и с нарушением законодательства, заявили вчера в Счетной палате. Повышение пропускной способности терминала D и строительство в нем отдельной VIP-зоны привели к увеличению долговых обязательств аэропорта на 2,6 млрд грн. По мнению ведомства, для этих целей достаточно было и мощностей терминала С.
Инвестиции в развитие «Борисполя» оказались экономически необоснованными, считают в СП. После проведения Евро-2012 загруженность аэропорта составляет 32%. Сейчас его пропускная способность составляет около 25 млн человек в год, тогда как обслуживается в нем около 9 млн пассажиров (в прошлом году — 8,47 млн). В январе «Борисполь» сократил пассажиропоток на 18% — авиакомпания «АэроСвит», которая практически прекратила свою работу, перевезла всего 48,19 тыс. пассажиров, тогда как годом ранее — 175,95 тыс. человек.
Но глава комитета Верховной рады по вопросам транспорта и связи Борис Колесников, курировавший подготовку Украины к проведению Евро-2012, в ответ заявил, что эксперты Счетной палаты просто не имеют достаточную квалификацию для определения эффективности работы аэропорта.
«Все аэропорты Турции и ОАЭ были построены „на вырост“. Скоро „Борисполь“ передадут в концессию, это поможет его развитию, и пассажиропоток вырастет»,— уверен господин Колесников.
В пресс-службе «Борисполя» добавляют, что «горизонт планирования» при развитии аэропортов обычно составляет 15-20 лет, и строительство «Борисполя» ведется с учетом будущих потребностей авиакомпаний и пассажиров.
«В 2016 году пассажиропоток через терминал D достигнет пика, а к 2020-му пассажиропоток всего аэропорта составит 15 млн человек»,— отметили в пресс-службе «Борисполя».
Впрочем, эксперты называют прогноз представителей «Борисполя» нереалистичным. Чтобы к 2020 году увеличить пассажиропоток вдвое, аэропорт должен каждый год наращивать его на 13-15%, или на 1 млн человек. Для сравнения, в прошлом году пассажиропоток «Борисполя» даже с учетом болельщиков Евро-2012 вырос всего на 5% (0,4 млн человек). «Достичь такой динамики будет крайне сложно, учитывая активное развитие аэропорта „Жуляны“, в который перебралась часть перевозчиков. К примеру, в конце прошлого года „Трансаэро“ перевел все свои рейсы в „Жуляны“ — это около 150 тыс. пассажиров, которых Борисполь недосчитается в 2013 году»,— отмечает эксперт Центра политического и экономического анализа Вадим Слободянюк.
Кроме того, виновным в том, что реконструкция аэропорта была неудачно спланирована, господин Колесников считает предыдущий состав Кабинета министров. Так, строительство терминала D началось еще в 2005 году.
«Когда было создано Министерство инфраструктуры, 60% работы по терминалу D уже было выполнено — нам необходимо было только завершить начатое»,— отмечает Борис Колесников.
Реконструкцию нельзя было проводить за госсредства, добавляют в СП, а также утверждают, что средства были использованы неэффективно из-за недостаточного контроля со стороны Министерства инфраструктуры и Нацагентства по вопросам подготовки к проведению в Украине финальной части Евро-2012. Эти органы не привлекли частные инвестиции, а единственными источниками финансирования реконструкции аэропорта стали госбюджет и кредит Японского банка, взятый под гарантии правительства еще в 2005 году. Но в «Борисполе» возражают, что финансирование строительства, в частности терминала D, осуществлялось без привлечения бюджетных средств, на собственные и кредитные ресурсы, которые предприятие обслуживает за счет своей деятельности. О недостаточном контроле со стороны государства, по мнению представителей «Борисполя», говорить также нельзя — все проекты по строительству проходили согласование в Кабмине.
Теперь «Борисполь» скорее всего обратится в суд с требованием отменить результаты проверки Счетной палаты, предполагает управляющий партнер юрфирмы «Сергей Козьяков и партнеры» Сергей Козьяков. «Обычно, когда в претензиях контролирующих органов фигурируют такие большие суммы, предприятия обжалуют их в суде — иначе прокуратура может воспользоваться материалами проверки, чтобы инициировать уголовное производство»,— отмечает господин Козьяков. В прокуратуре Киевской области вчера заявили, что уже знают о заявлении СП, но все еще ждут официальных актов проверки.
Комментарии - 1