У первого вице-премьера Сергея Арбузова — наполеоновские планы. Он намерен ликвидировать теневой сектор экономики. Как это сделать? По его словам, все просто: достаточно уменьшить ставки по отчислениям на фонд оплаты труда, пишет Forbes.ua.
Как Сергей Арбузов будет бороться с «серыми» зарплатами
В правительстве разработали концепцию вывода заработной платы из тени. Курировать ее реализацию будет лично Сергей Арбузов. Но пока в концепции есть слабина, которая может серьезно ухудшить ситуацию с госбюджетом.
Есть идеяСуть предложения правительства — расширить шкалу подоходного налога и снизить ставку единого социального взноса (ЕСВ). Она должна уменьшиться до 15% для работодателей, а для наемных работников единая ставка взноса должна составлять 3,6% (подробнее — см. схему). Третье изменение — отменить различные ставки по категориям профессионального риска (сейчас их 67).
Представители бизнеса считают, что идея правильная. Но такие предложения в правительстве звучат не впервые — к примеру, в свое время схожие намерения озвучивал и министр социальной политики и труда Сергей Тигипко. Но тогда он не стал проталкивать эти идеи по одной причине — государственный бюджет их не потянет.
Почему?
Согласно сделанным прошлым летом подсчетам Государственной налоговой службы, при уменьшении размера ЕСВ с 37,6% до 15% бюджет Пенсионного фонда, в который сегодня поступает этот сбор, потеряет почти половину своих доходов — то есть 90,4 млрд гривен. По сути, каждому второму пенсионеру платить пенсию будет не из чего.
Сергей Арбузов убежден, что компенсаторы, то есть альтернативные способы наполнения бюджета ПФ, есть, причем их сразу несколько. Это — и быстрый выход бизнеса из тени, за счет чего количество плательщиков ЕСВ резко вырастет; и контроль над трансфертными ценами для крупного бизнеса, и пересмотр налоговых льгот. Но эксперты считают, что надежды на эти компенсаторы либо излишне оптимистичны, либо требуют недюжинной политической воли и способности протолкнуть инициативы через парламент, несмотря на мощное лобби.
Выйди самВ Министерстве доходов и сборов основные надежды по наполнению бюджета в случае снижения ЕСВ возлагают на массовый выход бизнеса из тени. По статистике ведомства, 9 из 10 налоговых проверок фиксируют нарушения с выплатой зарплат на предприятиях. Только в январе нынешнего года фискалы собрали больше 24 млн гривен ранее укрытых налогов и штрафов. В Миндоходов надеются, что снизив нагрузку на фонд оплаты труда, они тем самым дадут стимул бизнесу декларировать действительный уровень зарплат своих сотрудников.
Но, во-первых, даже согласно летним подсчетам самого МДС, максимум, который способен обеспечить выход бизнеса из тени — 59,6 млрд гривен (при том, что эта цифра учитывала и дополнительные поступления от введения ЕСВ в размере 3% на обмен валюты).
А во-вторых, сам бизнес сомневается, что наличие только «пряника» станет достаточным стимулом для выхода его из тени — ведь если сегодня компания платит налог с минимальной зарплаты, какой ей смысл платить пусть вдвое меньший налог, но с реальной зарплаты, которая может в разы превышать «минималку»? «Если не ужесточить законодательство в отношении нарушителей, поступления от легализации заработной платы будут равны нолю», — говорит экономист исследовательского центра БЭСТ Наталья Лещенко.
Неслучайно тот же Тигипко, возглавляя Минсоцтруда, предлагал не только «пряник», но прежде всего «кнут» — жесткие штрафы компаниям, которые платят зарплаты в конвертах. К примеру, за неоформление человека на работу он предлагал штрафовать виновных на суммы от 1400 до 17 000 гривен. В нынешнем составе правительства, по информации Forbes, такие шаги пока не обсуждаются.
Как говорил министр доходов и сборов Александр Клименко, более пристальный контроль за трансфертными ценами добавит в бюджет еще 1 млрд гривен. Но проект закона о трансфертном ценообразовании до сих пор не прошел первое чтение в парламенте. И даже если он будет принят, эффект от этого законопроекта не сопоставим с потерями от снижения ЕСВ.
Наконец, неплохой заменой для бюджета могла бы стать отмена всех налоговых льгот, о которой в последнее время много говорит действующая команда правительства. Она могла бы дать еще 62 млрд гривен — это сумма налоговых преференций, которые, по подсчетам Министерства финансов, в прошлом году получили отечественные производители. Найти сторонников принятия соответствующего закона Арбузов сейчас пытается в Раде, но пока безуспешно. И даже если найдет, речь, по словам Клименко, идет лишь об инвентаризации налоговых льгот, то есть об отмене не всех из них, а лишь части, а именно неэффективных. Насколько большой будет эта часть, прогнозировать трудно: мощное промышленное лобби в Верховной раде вряд ли будет молча смотреть, как проталкивают эту инициативу.
Другими словами, если власть решит снижать ЕСВ, не продумав хорошо об его влиянии на бюджет, это может создать большие проблемы с выполнением социальных обязательств правительства. Сергей Арбузов либо примет новшество, несмотря на очевидные риски, либо все же займется поиском новых компенсаторов.
Комментарии - 3
Ну а що до розміру єдиноко внеску, то це питання інше. Кінець кінцем, всі витрати на зарплату це собівартість. І якщо вся твоя кокурентноспроможність тільки в низькій зарплаті, то кому таке потрібно і як довго ти протягнеш?